Лофт-проект "Этажи" начинает продавать франшизу и меняет формат. Из арт-центра компания планирует превратиться в пространство для стартапов.
Владелец бренда "Лофт-проект Этажи" Денис Кузнецов объявил о ребрендинге компании. Теперь фирма будет позиционировать себя не как арт-центр, а как площадка, где начинающие предприниматели, стартаперы в креативных сферах бизнеса смогут арендовать помещения по льготным ставкам.
Как формулируют в самой компании, "Этажи" будут "городом креативных стартапов и событий". Кроме того, центр начнет продавать франшизу предпринимателям из других регионов России. Условия ее будут гибкими: например, возможная площадь помещения франчайзи от 50 м2 до 10 тыс. м2, по франшизе можно будет открыть только хостел, или только кафе, или полноценный арт-центр.
Читайте также:
Блоги "ДП"
Креативным стартапам нужно гнездо
Голос посетителей
Как поясняет Денис Кузнецов, "креативным стартапом" может быть что угодно; от веганского кафе до производства одежды. При этом предпочтение отдадут проектам, которые работают в среднем и низком ценовых сегментах. "Просто мы видим, что общественный интерес, энергия, смещаются от арта к креативной экономике. Люди хотят что-то делать сами и обмениваться результатами своего труда, — рассуждает он. — Я и сам считаю себя малым предпринимателем!"
Он добавляет, что средств на реконцепцию компания почти не тратила. "Мы поменяли только логотип и фирменный стиль, а необходимый текущий ремонт делает собственник здания на свои средства. И в целом мы договорились о партнерстве: скидки по аренде мы также можем предоставлять благодаря владельцам здания. У нас правила, обратные тем, что приняты в ретейле: известным, якорным брендам сдаем места по максимальной ставке, а начинающим — со скидкой".
В среднем аренда коммерческой площади на Лиговском проспекте — 1 тыс. рублей за 1 м2, в "Этажах" ставка втрое выше. Но стартаперам обещают сделать скидку до 500 рублей за 1 м2, а некоммерческие выставки и вовсе размещать бесплатно. "Причем не важно, понравятся ли арендаторы нам, руководству, — подчеркивает гендиректор "Этажей" Светлана Полынькова. — Выбирают сами посетители, они проголосуют ногами и кошельком за тех, кто им интересен".
Сейчас в "Этажах" 185 арендаторов, площадь пространства — 7 тыс. м2. Проект заработал 10 лет назад, тогда освоенная площадь составляла 3 тыс. м2. Свою посещаемость владельцы оценивают в 3 тыс. человек в будний день и 5 тыс. человек в выходной. "В Петербурге культура таких проектов развивается, и креативный бизнес все более востребован, — говорит Кузнецов. — А вот в Европе подобных проектов, как ни странно, очень мало. Потому что почти всем, кто открывает галерею и занимается искусством, выдают гранты. Это хорошая поддержка, но по ее условиям коммерческие проекты там развивать нельзя; максимум одно кафе".
Выставка или бизнес
В Петербурге более 40 малых креативных пространств, которые в основном продвигают галереи и выставки, но также сдают свои площади в аренду. Общая площадь городских арт–пространств и творческих кластеров превышает 100 тыс. м2.
Среди основных игроков рынка компания BS Art Development Group, под управлением которой работают "Флигель", "Голицын Лофт", "Corpus-2". А также "Бертольд Центр", Contour Family, "Ткачи", "Артмуза" на Васильевском острове и другие. В большинстве из этих пространств есть разные типы арендаторов — это компании, которые снимают офисы и мастерские, магазины, рестораны и бары.
Но из них у каждого есть своя специфика. Например, в "Артмузе" на 13 тыс. м2 работают более 130 творческих мастерских, там постоянно проходят выставки и спектакли, образовательные курсы. В "Corpus-2" среди арендаторов много общественных организаций, спортивных проектов, в "Ткачах" — дизайнерских и винтажных магазинов, в "Голицын Лофте" — клубов, ресторанов и баров.
Сергей Бельтюков, владелец "Артмузы", с подходом "Этажей" не согласен. "Тенденция такая действительно есть: сейчас любой гараж норовит повесить вывеску "творческое пространство" и сдавать в аренду площади, — рассуждает он. — Но в итоге многие подобные проекты перестали быть местами, где интересно проводить время. Вас там накормят, напоят спиртными напитками, вы можете там что-то купить, но ничего интересного уже не увидите. Хотя, скорее всего, с точки зрения бизнеса так выгоднее". Он добавляет, что в самой "Артмузе" первичны именно выставки, а арендаторов мастерских выбирают после просмотра портфолио.