Корабелы становятся буксиром: объем заказов на петербургских верфях растет

На этой неделе петербургские судостроители получили заказов на сумму свыше 45 млрд рублей. А общий объем новых заказов с конца 2016 года достигает 300 млрд рублей.

Судостроение становится одним из самых мощных локомотивов промышленности Петербурга и Ленобласти. С конца 2016 года местные судостроители получили только от рыбаков новых заказов почти на 100 млрд рублей. Еще на 200 млрд рублей поступило заказов от Министерства обороны, ФСБ РФ и других государственных структур. А это значит, что несколько сотен предприятий (на долю которых приходится 8% от валового регионального продукта), вовлеченных в судостроение, в ближайшие 3–5 лет будут наращивать обороты и нивелировать эффект от падения промпроизводства в других секторах.

Модернизация крупнейших верфей Петербурга сулит подрядчикам доход свыше 75 млрд рублей в ближайшие 5 лет

Модернизация крупнейших верфей Петербурга сулит подрядчикам доход свыше 75 млрд рублей в ближайшие 5 лет

25500
Александр Сологуб

Только на этой неделе судостроители заключили несколько крупных контрактов на сумму свыше 45 млрд рублей. Так, входящие в АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Адмиралтейские верфи до 2023 года построят не меньше шести траулеров для Русской рыбопромышленной компании за 38 млрд рублей. Другая "дочка" ОСК — Северная верфь — в 2018–2021 годах за 7,4 млрд рублей изготовит четыре рыбопромысловых судна ярусного способа лова для Союза рыболовецких колхозов Архангельской области, карельской компании "Вирма" и "Арктикрыбфлот".

Как ранее писал "ДП", Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, тоже входит в ОСК) в конце прошлого года пополнил портфель заказов рыболовецкими судами примерно на 35 млрд рублей. На новые заказы дальневосточных рыбаков рассчитывает и Ленинградский судостроительный завод "Пелла", заявивший о планах создания за 2 млрд рублей филиала верфи на Дальнем Востоке, в Славянке.

Рыбаки спешат подписать контракты до начала декабря, когда истечет срок подачи заявок в Росрыболовство на дополнительные квоты на вылов биоресурсов. Эти квоты выделяют промысловым компаниям, строящим в России новые суда по проектам российских компаний.

Бесценные рекомендации

Северная верфь подписала рискованный контракт

Северная верфь подписала рискованный контракт

3217
Александр Сологуб

После того как государство распределит квоты между всеми рыбаками, с весны 2018 года выделенные на строительство судов средства начнут распределяться по всем исполнителям контрактов и их смежникам — а это больше 1 тыс. компаний. Наиболее востребованные и крупнейшие из них расположены в Петербурге.

Среди них выделяется завод "Киров–Энергомаш", входящий в группу "Кировский завод" Георгия Семененко. У этого завода самый крупный заказ от судостроителей. Предприятие поставляет паротурбинные установки для атомных ледоколов, строящихся на Балтийском заводе.

На втором месте электротехническая компания "ЭРА" — она работает практически со всеми верфями не только Петербурга, но и Северо–Запада. Предприятие поставляет электротехнические изделия и устанавливает их на корабли.

И замыкает тройку лидеров среди крупнейших петербургских подрядчиков в судостроении Крыловский государственный научный центр. Это предприятие стоит особняком, так как в отличие от большинства поставщиков зарабатывает не на поставке нужных товаров, а на исследованиях и разработках. Например, Крыловский центр за 1,8 млн рублей дал Балтийскому заводу рекомендации по обеспечению безаварийного спуска головного атомного ледокола "Арктика". А работы по исследованию распределения нагрузок, действующих на опорные конструкции спускового устройства для того же ледокола, обошлись заказчику в 2,5 млн рублей.

Нельзя сворачивать

На долю судостроения приходится 8% валового регионального продукта (ВРП) Петербурга и 2% ВРП Ленобласти. То есть сокращение заказов незамедлительно негативно отразится на индексах промышленного производства и социально–экономическом положении регионов. Ведь на каждом судозаводе работает по 3–4 тыс. человек. Любое масштабное сокращение в отрасли — это социальная катастрофа. Например, для областного Выборга, где рабочие места создают только судозавод и таможня.

Так что государству необходимо поддерживать судостроение, привлекая к исполнению контрактов все больше отечественных поставщиков. Для этого предприятиям нужно регулярно пополнять портфель заказов. В противном случае судозаводы при существующих процентных ставках по кредитам, вдвое превышающих рентабельность производства, очень быстро перестанут быть прибыльными и платежеспособными. Яркий пример — Северная верфь. Она недавно рефинансировала в Сбербанке кредит, который должна была погасить в этом году. По пути рефинансирования долгов пошел и ВСЗ, когда у предприятия было мало заказов, а платежи по кредитам зашкаливали.

В правительстве РФ осознают, что судостроение — это стратегическая отрасль, и даже наметили новые цели в федеральной программе "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы". А именно: пятикратное увеличение объемов производства гражданских судов и морской техники на фоне сокращения гособоронзаказа. Судостроители, правда, скептически относятся к перспективам пятикратного роста, указывая, что нет сформированной программы гражданского судостроения. "Это все ничем не подкрепленные пожелания, — восклицает один из судостроителей. — Понятно только одно: что объем заказа должен только расти, иначе отрасль погибнет".

Одновременно правительство хочет повысить локализацию продукции судостроения до 70%. Как происходит импортозамещение, можно видеть на примере ВСЗ, подавшего в суд на структуру концерна "Русэлпром", которая поставляла верфи дизель–генераторы. Поставка была задержана на 8 месяцев. Но самое интересное, что дизели, а это 80% стоимости дизель–генератора, поставляла финская Wartsila. То есть российских компонентов в изделии было по минимуму.

Судостроение — стратегическая отрасль во многих странах мира, она поддерживается и развивается за счет субсидий государства. Так происходит в Турции, Корее, США. Но не в России. У нас государственная поддержка на минимальном уровне, поэтому вся отрасль и функционирует по принципу финансовой пирамиды: текущие заказы частично финансируются будущими. А иначе и быть не может. Средняя рентабельность в судостроении — 5–6%, а банковские кредиты обходятся в 11–13% годовых. Предприятиям просто необходима регулярная финансовая подпитка. Она может быть либо за счет государства, либо за счет новых заказов.
Александр Соловьев
Генеральный Директор Пао "Выборгский Судостроительный Завод"
В петербургском судостроении задействовано около 1 тыс. компаний. Из них 900 предприятий — это небольшие фирмы. Мы сейчас активно прорабатываем перспективные контракты для наших судостроительных заводов. В частности, рассчитываем получить новые заказы на катера для погранслужбы, которые строит "Алмаз", так как часть катеров у пограничников забрали для охраны Крыма. Работаем над включением в госпрограмму вооружений еще одной серии подводных лодок модернизированного проекта 636. По Северной верфи работаем, надеемся, что она получит корветы и даже корабли побольше.
Максим Мейксин
Максим Мейксин
председатель комитета по промышленной политике и инновациям
Александр Сологуб Все статьи автора
27 октября 2017, 00:02 4413
Новости партнеров
Реклама