Подача прежде всего: как стать праздничной феей и заработать на этом

Автор фото: Архив "ДП"
Автор фото: Архив "ДП"

Классика в необычной обработке: спросом пользуются дизайнерские наборы чайно–кофейных и алкогольных подарков.

Петербурженка Юлия Южакова (30 лет), владелица мастерской подарков From The Heart, променяла карьеру логиста в крупной транспортной компании на роль праздничной феи. Девушка придумывает подарки, которые приходятся по вкусу известным компаниям. Так, среди ее клиентов — РЖД, "2 Берега", строительная компания "Пионер", банк Siab, журнал Cosmopolitan.

От самого сердца

Стартовый капитал составил не больше 5 тыс. рублей: деньги ушли на закупку материалов для подарков. Сайт предпринимательница сделала сама. Оборот стартапа за первый год работы не превысил 1 млн рублей. Спустя 3 года, в 2016–м, оборот фирмы достиг 6,5 млн рублей. Нишу корпоративных презентов, в которой работает мастерская, Юлия нащупала спустя 3 месяца после запуска своего дела — ее подсказали сами клиенты.
"Изначально я не была нацелена на корпоративный сегмент: делала ставку на тех, кто ищет необычный подарок на праздник для друзей, родителей или своей половинки", — вспоминает она. Первым клиентом стала знакомая Юлии, которая искала подарок на день рождения подруги.
Переход в b2b–сегмент случился в ноябре, а в декабре From the Heart получила заказ уже на 100 корпоративных подарочных наборов. Первый крупный клиент узнал о компании через Instagram: маркетолог фирмы–заказчика был подписан на аккаунт стартапа.
Вначале большая часть заказов приходила из этой соцсети, но сейчас она приносит лишь 10% всех заказов, говорит девушка. Сегодня клиентов приводит контекстная реклама в поисковиках, холодные звонки и сарафанное радио. Так, одного из самых известных своих клиентов — РЖД — Юля, по ее словам, получила благодаря интернет–рекламе, а не связям. Сейчас 80% дохода приносят заказы из b2b, в основном клиентами выступают представители малого и среднего бизнеса. Самый большой бюджет, с которым работала компания, составляет 800 тыс. рублей. Еще 20% приходится на b2c, средний чек здесь — 3,5 тыс. рублей.
Идеи подарков девушка долго время придумывала сама, сейчас в штате четыре креативщика. За необычное оформление отвечают дизайнеры.

Многосерийные подарки

"Алкоголь, чайные, кофейные наборы, сладости — классика корпоративных подарков, их заказывают чаще всего. Главное — подача и упаковка: важно, чтобы чувствовалось особенное отношение, — рассказывает Юлия. — Поэтому в подарке должна быть своя идея и легенда, часто мы создаем презенты, которые дарятся в несколько этапов на несколько праздников".
Подарочный бизнес целиком зависит от главных дат: Новый год, гендерные праздники, профессиональные дни — нефтяника, строителя, учителя и так далее. Горячие месяцы — декабрь, февраль, март. Первый приносит более 50% всей прибыли.
"Несколько лет назад в нашей нише дизайнерских наборов в городе работали всего две–три компании, — рассказывает Юлия. — Сейчас конкуренция высокая: таких фирм десятки, новые фирмы часто открываются ровно под сезон".
В 2017 году, по расчетам Юлии, оборот ее компании может составить уже 20 млн рублей. В планах — увеличить штат (сейчас в компании девять человек, отдельно под заказы нанимаются сборщики подарков) и открыть офис в Москве, чтобы снизить издержки на логистику: столичные клиенты у фирмы уже есть.
На рынке РФ не больше 10 крупных игроков с большим ассортиментом b2b–подарков, среди лидеров — "Проект 111". Объем рынка оценивается в 23,5 млрд рублей.
Для сравнения: рынок США — более $20 млрд (1,15 трлн рублей).