Музейные ценности

Меценатство станет одной из тем деловой площадки на Культурном форуме, который пройдет в ноябре в Петербурге.

Вопрос привлечения внебюджетных средств для финансирования музеев и других учреждений культуры уже давно является актуальным. В рамках Деловой площадки VI Санкт–Петербургского международного культурного форума, который пройдет 16–18 ноября, предусмотрено отдельное направление "Меценатство в культуре". В прошлом году на Культурном форуме вручали премию общенациональной акции "Меценат года". Совокупный вклад номинантов премии превышал 2 млрд рублей.

Интерес растет

Министр культуры Владимир Мединский, выступая этим летом на церемонии передачи архива дома Романовых музею–заповеднику "Царское Село", заявил, что за последние 5 лет внебюджетные доходы музеев федерального подчинения выросли на 125%. Причиной этому послужил рост посещаемости музеев, а также гибкая политика, ориентированная на посетителя, на зрителя. Так, по сравнению с 2012 годом посещаемость музеев выросла на 41%, а доходы в целом — более чем в 2,3 раза. "Федеральные музеи являются одним из самых динамичных секторов не только российской культуры, но и российской экономики", — считает глава Минкульта.
Необходимость внебюджетного финансирования поддерживают и музеи. Так, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью на VK Fest сказал, что нормальная схема такова: в больших музеях 60% субсидируется государством, а 40% — это собственный заработок и меценаты.

Новый экспонат

В первую очередь речь идет о том, кто должен платить за пополнение музейного фонда. Ценные экспонаты стоят дорого. И еще в 2012 году тот же Владимир Мединский говорил, что "не является большим сторонником того, что музейные коллекции должны пополняться за бюджетный счет". Тем более что и крупные музеи, такие как Пушкинский или Третьяковка, появились именно из частных коллекций. Примеров пополнения коллекций музеев за счет меценатов немало. Например, Алишер Усманов купил и передал государству собрание Ростроповича — Вишневской, банк ВТБ купил для Третьяковской галереи коллекцию рисунков Николая Ге, из недавних примеров можно отметить передачу коллекции африканского искусства Эрмитажу Сергеем Гирдиным, совладельцем "Марвел–Дистрибуция". Французский центр Помпиду получил в подарок от фонда Владимира Потанина коллекцию современного русского искусства в связи с юбилеем музея.

Нужен закон

Упростить поддержку музеев со стороны частных лиц и компаний должно принятие закона о меценатской деятельности. Сейчас он еще обсуждается в Госдуме. По словам Владимира Мединского, с принятием закона меценатам разного уровня инвестировать в культуру будет гораздо выгоднее. Кроме того, ожидается, что с принятием этого закона появится больше меценатов среди среднего бизнеса.
Правильный закон может действительно поднять уровень негосударственного финансирования культуры. Например, во Франции в 2003 году был принят закон о меценатстве, ассоциациях и фондах, благодаря которому объем средств, сосредоточенных в рамках меценатства, за 10 лет вырос более чем в 3 раза — до 3,2 млрд евро, из них на культуру пришлось около 494 млн евро.
На мой взгляд, в современной России формируется институт меценатства, потерянный после Октябрьской революции. С одной стороны, необходимость в новых благотворителях возникла из–за недостаточности финансирования учреждений культуры. Интересные, значимые культурные проекты часто невозможно организовать без привлечения дополнительных, иногда довольно серьезных средств. С другой стороны, далеко не всегда меценаты — баснословно богатые люди, стремящиеся таким образом увековечить свое имя. Если посмотреть на список дарителей крупных музеев, то вы увидите множество увлеченных людей, страстных коллекционеров, искренне болеющих своей темой и так же сильно желающих поделиться ею с окружающими. Они позволяют нам заглянуть в прошлое, увидеть то, что веками хранилось в семейных архивах, украшало стены дворянских усадеб России и Европы, а может, было куплено за условные бусы у племен на других континентах. Для меня сотрудничество с Эрмитажем — не просто вид благотворительности или пример социальной ответственности бизнеса. Собирать предметы искусства, коллекционировать — значит смотреть на мир глазами людей других национальностей, рас, культуры, менталитета. И если ты делаешь это не для эффективного вложения денег, а от души, с азартом, то рано или поздно начинаешь чувствовать желание делиться такой возможностью с другими. То есть становишься меценатом.
Сергей Гирдин
совладелец компании "Марвел–Дистрибуция"