Монета на $100 млрд

Биткоин стоит уже астрономические $6 тыс., эксперты прогнозируют дальнейший сумасшедший рост, а люди продают имущество, чтобы в него вложиться.

Нидерландская семья с тремя детьми продала большой дом, три машины, мотоцикл и даже ненужную детскую обувь. Отец, который зарабатывает на торговле криптовалютами, собирается вложить вырученные деньги в биткоин. Он осознает, что семья может потерять все имущество, но говорит, что это не помешает им в конце концов быть счастливыми. А вот удача может добавить в жизнь новых красок. Такой шаг выглядит рискованно, но объяснимо. Когда биткоин стоил еще $5 тыс., эксперты на основе технического анализа говорили о возможном скором покорении им отметки $6100, после чего должна наступить легкая коррекция. Все случилось почти так, монета уверенно взяла высоту и отскочила вниз от уровня $6200, колеблясь в настоящее время около $6 тыс.

$25 тыс. за "биток"

Биткоин перешел новую психологическую отметку в отношении и курса к американскому доллару, и капитализации, которая перевалила за $100 млрд. В целом рынок криптовалют стоит на момент публикации почти $168 млрд. Марш–бросок главной криптомонеты, идущей в авангарде цифровой экономики, сбивает с толку ее почитателей и критиков. Они не понимают, на чем основывать стратегические прогнозы. Технический анализ работает на краткосрочную перспективу и, как видим, весьма точно, но как предсказать будущее на горизонте 3–5 лет? Фундаментальный анализ здесь едва ли применим, хотя бы потому, что непонятно — а что собой представляет фундамент биткоина, да и других криптовалют тоже?
В этой связи не удивляют прогнозы от серьезных аналитических структур, которые в отношении любого другого актива показались бы в лучшем случае шуткой. Сооснователь исследовательской компании Fundstrat Advisors, обитатель Уолл–стрит Том Ли подсчитал, что к 2022 году биткоин будет стоить $25 тыс., причем это консервативная оценка. Расчеты Ли основаны не на чутье, а на научном подходе. Он смотрит на биткоин как на соцсеть, к анализу которой надо подходить с тех же позиций и научно обсчитанных закономерностей, что и к анализу Facebook, Google и пр. Если принять такой подход за исходную точку, то и получается указанный прогноз. В ближайшем будущем, уверен Ли, биткоин будет выполнять ту же функцию, что и золото, а именно превратится в средство сохранения накоплений. Почему это должно произойти? Все просто: вырастет поколение, которое не помнит жизни без Интернета и для которого золото представляется чем–то далеким и не очень понятным, а вот "биток", можно сказать, родной.

Судьба биметаллизма

Мы специально привели высказывание Тома Ли в начале колонки, чтобы на его фоне показать видение, которое исповедуют видные экономисты и бюрократы из мира финансов. Они не учитывают социальные трансформации, то есть упомянутую смену поколений, и исходят в своих оценках из положений учебника по макроэкономике. Что, разумеется, вовсе не говорит о том, что такой подход делает их оценки менее адекватными.
Дадим слово бывшему председателю Федеральной резервной системы Бену Бернанке. Он заявил на прошлой неделе, что биткоин не заменит фиатные (традиционные) деньги, в том числе и потому, что так и не стал средством для повседневных расчетов. Все, что происходит с монетой в настоящее время, — чистой воды спекулятивные операции, которые могут быть закончены в любой момент, когда этого пожелают правительства.
К словам человека, изнутри знающего механизмы работы мировой финансовой системы, разумно прислушаться, но нельзя не отметить, что в настоящее время регулирование криптовалют идет, выражаясь биржевым языком, разнонаправленно, то есть единодушного желания правительств "закрыть" "биток" мы, скорее всего, не дождемся.
Похожей позиции придерживается и лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 года ("За эмпирический анализ изменения цены активов") Роберт Шиллер. Он назвал биткоин словом fad, что можно перевести как прихоть, увлечение или фантазия, и сравнил его с популярной в конце XIX века концепцией биметаллизма, "о которой все говорили, но в итоге она не состоялась". Так и биткоину в новый стандарт превратиться не суждено. Справедливости ради отметим, что биметаллизм как денежный стандарт просуществовал довольно долго и на определенном этапе исторического развития свою функцию выполнил.
Банк UBS, который сам разрабатывает собственную межбанковскую блокчейн–платформу и сопутствующую ей криптовалюту, также предупреждает клиентов о спекулятивном пузыре биткоина и других монет.
Выдержка из послания клиентам, в котором резкий рост капитализации крипторынка приравнивается к тюльпанной лихорадке, авантюре компании Южных морей и пузырю доткомов, достойна того, чтобы привести ее полностью. "Отчетливый признак пузыря — крик спекулянтов о том, что на сей раз–то все будет иначе. Логически обоснованные предостережения о крахе опровергаются декларациями о том, что скептики просто не понимают, что мир изменился… Как и в предыдущих похожих эпизодах мировой истории, стремительное увеличение стоимости активов вызвано обещаниями выгод, которые они могут принести в будущем… Относительно высокий оборот криптовалют в виртуальном пространстве и их ограниченное использование в реальном мире говорят о том, что многие игроки нацелены на спекулятивные выгоды и не предполагают использовать свои цифровые деньги для повседневных расчетов за товары и услуги… Фундаментальную ценность криптовалют оценить сложно, поскольку они не имеют под собой никаких активов, которые гарантировали бы их стоимость, как в случае с традиционными валютами. С учетом всего вышеизложенного, в том числе и двадцатикратным подорожанием биткоина за последние 2 года, можно сказать, что криптовалюты — это пузырь", — заключили аналитики UBS. Что, впрочем, никак не исключает того факта, что на пузыре можно заработать, главное — вовремя соскочить.

С теплом к крипте

Пока высокие умы спорят, а шустрые трейдеры зарабатывают, биткоин продолжает взрослеть, а именно обрастать инструментами финансового рынка, в частности деривативами, и институциями, например определенным статусом в сфере налогообложения.
Американская криптовалютная биржа LedgerX запустила торговлю деривативами биткоина, проведя за неделю 176 свопов и опционов на общую сумму около $1 млн. Фьючерсов и форвардных контрактов пока нет, и, возможно, появятся они не очень скоро. Для традиционного финансового рынка показатели пока более чем скромные, но сам факт говорит о том, что биткоин — удел не только криптоэнтузиастов, анархистов и прочих подобных деятелей.
Австралийский парламент принял закон, который с 1 июля 2018 года исключил требование уплаты налогов при покупке биткоина, что приравнивает "биток" к зарубежным валютам. Подобный шаг был сделан с целью убрать двойное налогообложение: сначала австралийцы платили налог при покупке биткоина, а затем еще и при расчете "битками" за товары и услуги.
Одним словом, даже увеличивающийся накал дискуссий никак не мешает холодному трезвому расчету бюрократии: предупреждать о риске криптовалют, конечно, надо, но и создавать правовую основу для последних, тем самым признавая их актуальность, тоже необходимо. Хотя бы для того, чтобы предотвратить реализацию этих самых рисков или смягчить их последствия. Если что–то нельзя обезглавить, это надо возглавить. Или как минимум отрегулировать.