Огненный протест

Париж. Художник Петр Павленский поджег двери Банка Франции. Российский акционист был задержан, а затем переведен в психиатрический стационар.

Maxim Kantor facebook.com/maxim.kantor.3

Как надо относиться к произведениям искусства…
Относиться надо спокойно.
Вы имеете право иметь свое мнение. Вы зритель — и без вас искусство не состоится.
Художник иногда делает хорошие вещи, а иногда плохие.
А вы смотрите.
Рембрандт великий художник, но у него есть мелодраматические банальные холсты…
"Медный всадник" — великая поэма, а "Полтава" — барабанная и очень пустая. "Гамлет" — гениальная пьеса, а "Генрих VIII" — верноподданическая и плохая.
Художнику мысли нужны. Без этого никак.
Одного протеста маловато.

Антон Долин facebook.com/adolin3

Павленский сражается с системой. Точнее, с Системой, с большой буквы. Странно было бы считать, что, поменяв одну Систему на другую, он станет пушистым и ласковым…
Я не согласен с теми, кто обвиняет новую акцию Павленского во вторичности… Сжечь двери Лубянки — понятный жест. Сжечь точно таким же образом окна банковского отделения во Франции — куда более загадочный. Тем самым Павленский показывает будничность того "безопасного" зла, которое правит капиталистическим миром; это мог быть любой другой банк любой другой страны. В этот раз Павленский атакует не машину насилия, а не менее опасную (в его глазах) машину комфорта.

Юрий Самодуров facebook.com/Юрий Самодуров

Картинка эффектная и сильная, а смысл ее инфантильный. Увы. Чисто анархистский протест против денег и банков не может дать позитивного результата. ПП умный мужик, но почему–то не во всем.
И все же на заднем плане вертится в моей голове мысль: а может быть, эта визуальная акция с поджогом дверей Французского банка — неважно, что говорит сам Павленский, — все же является обоснованным, справедливым, интуитивным протестом против того, что в мире власть денег сегодня сильна как никогда раньше?
Может быть, есть в этой акции все же моральный аспект правоты протеста против того, что деньги сегодня — главная сила в мире.

Олег Кашин facebook.com/oleg.kashin

Что до власти, то она в виде закона… то она, без сомнения, тоже посчитала Павленского "перформанс–артИстом" и смущенно не решилась его наказать, из опасения, что российский закон назовут провинциальным и того гляди затюкают, "эх вы, деревенщина отсталая", высмеют. По моим наблюдениям, Россия больше боится прослыть провинциальной, чем свирепой…
То, что можно у нас перформанс–артИстам, недопустимо совершать политическим партиям…
Я вот что думаю: если и французы посчитают его перформанс–артИстом, то Павленский вскоре докатится до людоедства.

Айдер Муждабаев facebook.com/ayder.muzhdabaev

Эта история не про художника. А про то, какой бывает моральная разница между двумя одинаковыми физически действиями — грубо говоря, <нагадить> в рояль Сталину и просто <нагадить> в рояль. И про то, как важно каждому человеку чувствовать эту разницу.

Александр Морозов facebook.com/Александр Морозов

По–моему, Павленский промахнулся. Сама по себе идея "жечь двери везде" — неплохая. И как бы обозначает, что в современном мире границы (borders) проходят не по лесам и полям, разделяющим государства, а по тяжелым массивным дверям, за которыми "нечто скрыто".
И т. д. Но в то же время чувствуется, что само "меню", сам возможный репертуар акционизма — исчерпался.

Boris Zeitlin facebook.com/bibizeee

Акцию Petr Pavlensky с политической точки зрения можно критиковать за ее некоторую преждевременность. Все–таки биткоин и блокчейн еще не настолько развились, чтобы факт переворота в общественных отношениях можно было считать свершившимся, а банки и государства, соответственно, признать отсталой надстройкой.

Даниил Коцюбинский facebook.com/daniel.kotsiubinsky

Я всегда полагал, что радикальный акционизм — не искусство, а просто форма истероидной психопатии.

Марат Гельман facebook.com/marat.guelman.9

Радикальный художник — не пример для подражания. Он исключение. И, может быть, нам, в большинстве своем благодарным и законопослушным, важно, чтобы кто–то был неблагодарным и готов был рисковать своей свободой ради принципов? Кто–то кусал бы руку дающую, не боялся испортить человеческие отношения ради... ради чего–то, что он считает очень важным.Еще раз повторяю: они не такие, как мы, они аморальны, они ставят себя вне закона, не дай бог их будет много, но они важная и необходимая часть современного общества. Нам очень важно, чтобы такие люди были среди нас.Иначе круговая порука, фальшь, и рука руку моет.