Владимир Бакутеев (слева) и Станислав Глухоедов, совладельцы Prosense, в дальнейшем планируют выйти на рынки Европы и Азии, а в США идти не хотят, потому что там у них сильные конкуренты.
12:4518 октября 201712:45
1359просмотров
12:4518 октября 2017
Станислав Глухоедов и Владимир Бакутеев двигают границы виртуальной реальности. Их компания Prosense разрабатывает технологии, которые могут дать зрителю ощущение мгновенной телепортации — на сцену во время концерта, в царскую ложу на премьеру балета, на игру КХЛ, теннисный турнир или телешоу.
Будущие совладельцы компании Prosense Владимир Бакутеев и Станислав Глухоедов познакомились еще в школе, где сидели за одной партой. Общая фирма появилась в 2015 году: к тому моменту у каждого из друзей был за плечами предпринимательский опыт. Станислав окончил факультет психологии СПбГУ, несколько лет проработал руководителем персонала в "О’Кей Групп", затем управлял одной немаленькой сетью магазинов, был партнером инвесткомпании. Владимир, окончив экономический факультет СПбГУ, успел запустить несколько стартапов, самым известным из которых стала платформа профессионального клиентского сервиса LiveTex (о ней "ДП" впервые написал в 2011 году).
На мысль открыть новый бизнес Станислава натолкнула информация о необычной экскурсии в Праге, где туристы с помощью шлема виртуальной реальности могли посмотреть на город с высоты птичьего полета. "Мне очень понравилась идея. Я понял, что это будет пользоваться спросом и надо сделать такую экскурсию для Петербурга", — вспоминает Станислав. На создание экскурсии ушло 1,5 млн рублей. Ее можно было посмотреть в холле гостиницы "Москва" и еще в нескольких туристических местах.
Большой разворот
Изначально компания задумывалась как продакшн–студия панорамного видео. Для этого молодые предприниматели собрали команду из специалистов с кинематографическим образованием, которые стали снимать видео с обзором на 1800 и 3600. В таком виде фирма просуществовала год. Затем предприниматели сумели разглядеть для своего стартапа более перспективный рынок. В итоге Prosense стала заниматься трансляцией спортивных, культурных и деловых событий в 3D.
Для этого стартапу пришлось превратиться в производство полного цикла: заняться разработкой оборудования для съемок, ПО для обработки сигнала и склейки изображений с нескольких камер (технику тоже придумали сами, она собирается в Москве из иностранных комплектующих). На создание всей технологии за 2 года ушло $2,5 млн.
Первую трансляцию компания провела на фестивале Alfa Future People: за выступлениями диджеев могли посмотреть посетители гостевой зоны одной крупной компании, заказавшей VR–съемку для привлечения зрителей (VR — виртуальная реальность). Затем Prosense транслировала теннисный турнир — полуфинал и финал St. Petersburg Open. Среди клиентов фирмы — "МегаФон", Сбербанк, Ikea, Coca–Cola. Компания делала VR–трансляцию ПМЭФ, создавала VR–контент для телепроекта "Голос. Дети", транслировала серию матчей финала Кубка Гагарина.
"Технология позволяет создать для зрителя эффект присутствия, когда он так глубоко погружается в происходящее, будто физически находится внутри события", — поясняет Станислав.
Две тонны оборудования
Средний чек услуги трансляции составляет 1 млн рублей, подготовка оборудования к ней занимает минимум сутки. "Время монтажа оборудования и количество камер зависят от каждого конкретного случая. Например, вес оборудования для съемки КХЛ составлял 2 т. Для показа концерта Ивана Дорна понадобилось две камеры, трансляция с футбольного матча обеспечивается семью камерами", — объясняет предприниматель. При просмотре зритель может вертеть головой во все стороны и настраивать четкость изображения, ориентируясь на остроту своего зрения.
Хотя основатели компании родом из Петербурга, сейчас штаб–квартира находится в Москве, в штате работают 32 человека, в основном это разработчики. Несмотря на то что компания делает ставку на онлайн–трансляции, пока 50% в структуре дохода составляет офлайновый VR–контент рекламного характера (презентации, тест–драйвы, выставки автосалонов и пр.). Компания еще не окупила затраты: создатели сознательно отказались от быстрой прибыли, выбрав для бизнеса формат, отличный от продакшн–студии. "Я с детства любил научную фантастику, мне нравится то, чем я занимаюсь: я приближаю будущее", — объясняет Станислав.
В дальнейшем создатели Prosense планируют перейти на такую схему монетизации, при которой конечный пользователь, то есть зритель, платит компании — организатору трансляции за просмотр видео. Пока же фирма получает деньги от крупных брендов, желающих прорекламировать себя в необычном формате. Для того чтобы начать зарабатывать в b2c, компания участвует в создании платформы ProsenseLive, которая станет своеобразным аналогом YouTube — с той разницей, что блогеры будут производить VR–контент, а зрители смогут платить за просмотр. Эта площадка будет в том числе предоставлять оборудование для создания VR–трансляций в аренду. Чтобы привлечь пользователей, ProsenseLive выходит на ICO, в рамках которого планирует собрать $30 млн. Компания выпустит токены, предназначенные для оплаты услуг площадки в будущем, в виде криптовалюты.
Оборот компании в 2016 году составил 15 млн рублей, в конце 2017 года этот показатель, по прогнозам основателей, должен достичь 35 млн рублей, а к 2021 году — вырасти до $120 млн. Один из сдерживающих факторов — количество шлемов виртуальной реальности у потенциальных пользователей (в РФ их около 2 млн штук). По данным исследовательской компании Greenlight Insights, доход от виртуальной реальности по всему миру достигнет $7,17 млрд к концу 2017 года и $75 млрд к концу 2021–го.
"Спрос на видеотуры появился в 2010 году, в 2014–м были разработаны первые проекты в формате виртуальной реальности, активно рынок начал формироваться в 2016–м, — рассказывает Александр Боронин, руководитель VRLab, создатель Teleport VR. — В основном у подобных фирм есть постоянные заказчики. В России не больше 250 небольших компаний, создающих VR–контент, только около 20 из них в том или ином виде занимаются именно VR–трансляциями, Prosense — самые крупные из них".