Бизнес с закавказским акцентом

 

В рейтинге стран по уровню благоприятности условий для ведения бизнеса Грузия за последние несколько лет поднялась с 137–гоместа до первой двадцатки. На мой вопрос: "Насколько удобно здесь делать бизнес?" — все предприниматели отвечали, что сейчас стало гораздо легче, чем было 5–7 лет назад. За счет серьезных экономических реформ маленькая закавказская страна стала одной из самых быстроразвивающихся (в плане бизнес–среды).
Здесь можно подать документы для открытия компании и уже через 15 минут получить подтверждение о ее регистрации. Госорганы существенно сократили количество проверок для малого бизнеса и ограничили количество обязательных налогов, которые должен оплачивать бизнес, до шести. Среди них налог на прибыль предприятия, на импорт, акцизный налог (несколько видов), имущественный налог и НДС (18%). От налога могут быть освобождены инвесторы и компании, которые планируют расположить свое производство в свободных индустриальных зонах. Сегодня их две: порт Поти и город Кутаиси.
Русских предпринимателей в Грузии я не встречал, но зато заметил, что все, с кем я общался, были либо из Армении, либо из Турции, либо из Европы. Все они в один голос заявляют, что сегодня лучшее время за всю историю страны, когда здесь можно делать бизнес.
Уверен, что русскому предпринимателю не составит труда открыть здесь бизнес, достаточно только проанализировать национальные особенности этого рынка. Что и сделали многие российские компании: "Билайн", ВТБ, "ЛУКОЙЛ", "Даблби", такси "Максим" и многие другие российские бренды успешно развиваются на этом рынке.
Не буду врать, я и сам загорелся идеей попробовать открыть бизнес в Грузии: по моим ощущениям, за счет небольших размеров страны все ключевые вопросы в бизнесе решаются здесь очень оперативно. Меня очень привлекают условия, которые государство всеми силами пытается здесь создать. Есть специальный сайт для зарубежных инвесторов, а в этом году стартовала программа "Стартап Грузия", где можно презентовать свои проекты и получить поддержку. Не скажу, что здесь невероятная стартап–инфраструктура: она только начинает развиваться. По словам местных предпринимателей, спросом пользуется все, что связано с туризмом. Туризм здесь за счет мощнейших инвестиций выходит на новый уровень и открывает большие возможности для молодых и активных. Взрослое население страны заметно консервативно, а молодежь долгие годы старательно уезжает из страны в поисках лучшей жизни. Поэтому новые продукты, ориентированные на местную аудиторию, здесь будут менее успешны, чем проекты для туристов.