Как важно быть несчастным

М. Мэнсон "Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо"

Несколько лет назад я поджидал товарища у офиса одной телекомпании и поневоле стал очевидцем следующей сцены. Рабочие лошадки отечественного ТВ — операторы, звуковики, редакторы — покуривали во дворе, как вдруг из здания вышел человек, известный всем, кто хоть раз в жизни смотрел ТВ. Телезвезда в жизни оказался столь же обаятельным, как и на экране, и доброжелательно поздоровался с коллегами роскошным, прекрасно поставленным баритоном: "Привет, ребята! Как дела?" Те вежливо ответили в том духе, что спасибо, но дела не очень, зарплату задерживают и вообще. "Это хорошо, ребята! Это просто здорово! Вы молодцы!" — улыбаясь и излучая абсолютное довольство жизнью, ответил всемирно известный телеведущий, давно уже получающий свои гонорары в других местах, и отправился к новым победам, оставив "ребят" в полном обалдении.
История эта так бы и осталась не более чем любопытным примером того, насколько на волне собственного успеха могут быть эмоционально глухи и начисто лишены эмпатии даже самые прекрасные люди, не в силах вместить чужие неприятности и заботы, но тут эта сценка снова всплыла у меня в памяти, когда я читал книжку Марка Мэнсона "Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо". Мэнсон — американский блогер, судя по всему, довольно популярный, на протяжении 200 страниц рассказывает, показывает, что когда плохо — это хорошо.
Современная культура развитых стран, на которую ориентируется и остальной мир, зациклена на нереально позитивных ожиданиях, напоминает нам автор.
"Будьте счастливее. Будьте здоровее. Будьте лучше всех. Будьте умнее, быстрее, богаче, сексуальнее, популярнее, продуктивнее — на зависть и восхищение остальным. Будьте идеальны и ошеломительны: каждое утро, покакав двенадцатиунцевыми самородками, поцелуйте на прощание причипуренную жену и двух с половиной детей — и отбывайте на вертолете на сверхъестественно прекрасную работу совершать немыслимые подвиги во благо человечества".
В итоге, полагает автор, сосредоточенность на позитиве только напоминает людям о том, кем они не стали, какие возможности упустили, что не сбылось — тем более что в эпоху социальных сетей ты всегда можешь увидеть того, кто зарабатывает больше, путешествует чаще и клеит нетребовательных красоток успешнее.
Меж тем сама жизнь — это форма страдания, вспоминает автор. Богатые переживают из–за богатства, бедные страдают от бедности. Одинокие страдают от отсутствия семьи. Семейные — от проблем дома. Если у тебя что–то болит — значит, ты жив. Все эти банальности Мэнсон проговаривает для того, чтобы напомнить нам о том, что боль и утраты неизбежны, не стоит так уж отчаянно бежать от них, поскольку кризисы способствуют духовному и интеллектуальному развитию, разного рода неприятности стимулируют наш мозг избегать проблем и решать нетривиальные интеллектуальные задачи — и получать от этого немалое удовольствие. ("Дурак счастлив, когда нашел что потерял", как любил говорить один мой приятель.) Конфликты помогают прояснить позиции — ну и т. д.
Понятно, что все эти декларации, конспективно изложенные в данной рецензии, невозможно воспринимать на протяжении 200 страниц, и Мэнсон, как опытный щелкопер, перемежает их историями из жизни тех, чье понимание счастья отличается от общепринятого: феерического литературного неудачника алкоголика Чарльза Буковски, или антрополога Эрнеста Беккера, написавшего главное свое сочинение смертельно больным, или японского лейтенанта Хироо Онода, который еще 27 лет после окончания Второй мировой прятался в филиппинских джунглях и терроризировал местное население, уверенный в том, что война продолжается.
Изложено все это довольно бойко и непротивно, хотя несколько смущает пристрастие автора к слову "дерьмо" и производным от него.
Вывод, к которому приводит нас популярный блогер, — не бойтесь катастроф и вообще не бойтесь жить — оспорить трудно, но я бы предпочел, чтобы все то же самое разъяснил мне автор, более компетентный в том, как работает наш мозг и психика, как они нас обманывают и почему нам свойственно ошибаться. Рассказ о знаменитых экспериментах Стенли Милгрэма, когда хорошие, в сущности, люди начинали вести себя как последние негодяи, в книжке есть, но для опуса в жанре "я вам сейчас все объясню" маловато.
А вообще все это сочинение при всех достоинствах я бы отдал за одну цитату из отечественного тревел–журналиста и профессионального путешественника Григория Кубатьяна, который любит повторять, что чувство радости жизни по–настоящему испытываешь не на всем готовом в многозвездочном отеле, а когда едва успел удрать от разъяренного слона.