Нужен жесткий контроль всей цепочки поставок

 

Автор: генеральный директор "Газпромнефть–Лаборатории" Виктор Чуяков
Россия — крупнейший экспортер бензина и дизеля в Евросоюз (32,5% импортируемого в ЕС горючего), в том числе и высококачественного топлива класса Евро–5, следует из данных Eurostat. На экспорт идет обычное топливо, которое изготавливается на НПЗ крупнейших ВИНКов: "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть" и др. Оно соответствует всем европейским стандартам, и именно этот продукт реализуют ВИНКи на российском рынке. При этом исследования Росстандарта показывают, что на Северо–Западе 40% АЗС торгуют с нарушениями, а в 21% случаев проверяющие нашли отклонения по физико–химическим характеристикам топлива. Это еще не рекорд — в целом по России на рынке дизеля доля суррогата достигает 30%, а в отдельных регионах она может быть в разы выше.
Недобросовестные игроки стремятся повысить маржинальность и разбавляют качественное топливо или вовсе подменяют его на другие нефтепродукты, не облагаемые акцизами. Под видом дизельного топлива мошенники продают на АЗС печное и судовое топливо, так называемые средние дистилляты, и продукты неизвестного происхождения c поддельными паспортами качества. Часть контрафакта реализуется напрямую из бензозаправщиков на стоянках грузового транспорта.
Но и добросовестные продавцы не застрахованы от потери качества. Свою роль могут играть ошибки персонала и технологические сбои на этапах пути топлива от НПЗ до потребителя. Чтобы топливо не потеряло качество на пути от нефтеперерабатывающего завода до АЗС, нужен контроль на всех этапах. При транспортировке свою эффективность показали GPS– и ГЛОНАСС–трекеры, установленные на бензовозах. Они позволяют дистанционно фиксировать и предотвращать незапланированные остановки или отклонения от маршрута. Экспресс–анализаторы в мобильных лабораториях вкупе с системой управления лабораторными процессами LIMS позволяют оперативно проверить топливо и передать защищенные от ручной корректировки данные напрямую заказчику. Такие технологии сегодня используются за рубежом, но в России пока доступны немногим компаниям, среди них "Газпром нефть". Параметры бензина и дизельного топлива в сбытовой сети компании отслеживают 20 стационарных и девять мобильных лабораторий. Они осуществляют ежедневный лабораторный контроль на нефтебазах и транспорте, проводят внезапные проверки на каждой из более чем 1200 АЗС ежемесячно.
В масштабах всего рынка наладить контроль сложнее, и для этого нужно изменить законодательную базу. Для начала необходимо ограничить перечень реализуемых на АЗС нефтепродуктов исключительно разрешенными для обращения моторными топливами и маслами. Неточности в законодательстве приводят к легальному производству и торговле на заправках печным или судовым топливом, которое маскируется мошенниками под дизельное. Стоит увеличить объемы проверок, организовать взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов, выработать четкий механизм взимания штрафов. Существенным шагом к цивилизованному рынку стал бы запуск государственной системы контроля поставок.