Где еще можно спрятать бизнес. Как меняется карта офшорных зон

Для россиян, владеющих офшорами, в мире стало на одно безопасное место меньше. Сотрудничать с ФНС РФ стали Британские Виргинские острова. Впрочем, на глобусе остается еще 120 тихих гаваней.

Российская ФНС исключила Британские Виргинские острова из черного списка офшоров. Власти территории подчинились требованиям налоговиков со всего мира и раскроют, кто владеет зарегистрированными у них фирмами. "ДП" разобрался, как изменились тренды в "оптимизации налогообложения", и покажет, где еще можно за небольшую сумму открыть безопасный офшор.

Потеряли бойца

В июне 2017 года пал, пожалуй, самый популярный офшор в мире — Британские Виргинские острова (BVI), зависимая территория Великобритании в Карибском бассейне. В силу вступил указ правительства островов о создании единого реестра резидентов офшора: в список попадут паспортные данные конечных выгодополучателей зарегистрированных на островах компаний. В рамках обмена налоговой информацией власти островов будут отправлять эти данные по запросу из Великобритании. Также доступ к сведениям смогут получить и налоговики из других стран. С октября BVI начали сотрудничество с ФНС России. В ответ на это российские налоговики исключили BVI из списка черных офшорных территорий.
В черном списке ФНС — офшорные территории и государства, которые не делятся с российскими налоговиками информацией о бенефициарах. По российскому законодательству выгодополучателем считается человек, владеющий или контролирующий более 25% капитала компании. Сейчас в списке ФНС 108 государств и 18 территорий. Еще год назад в списках присутствовали Южная Корея и BVI. Новые страны в перечень не попали. Также ФНС считает прозрачными офшоры Кипра, Нидерландов и Люксембурга.
Есть мнение, что согласие BVI на раскрытие информации существенного значения не имеет. Маловероятно, что нововведения приведут к значительному оттоку клиентов, так как уход в другую юрисдикцию может лишь на пару лет спасти от обмена. Бенефициаров компаний устанавливают банки, а зарегистрированные в офшорах компании открывают счета отнюдь не в банках этих же территорий, а в Швейцарии или иных юрисдикциях с надежной банковской системой.

Деофшоризация

После панамского скандала в 2016 году политики, налоговики и активисты требуют раскрывать бенефициаров не только офшорных, но и обычных компаний по всему миру: деофшоризации рискуют подвергнуться даже офшоры Невады и Делавэра в США. Запрет на регистрацию анонимных трастов вступил в силу в Новой Зеландии. Аналогичная мера с июня действует в ЕС.
Кроме того, в рамках Четвертой директивы ЕС против отмывания денег, которая была утверждена в 2015 году, в Европе формируется единый реестр юрлиц. В базе, как ожидается, появится информация о реальном владельце компании, даже если он контролирует ее через цепочку офшоров.
Великобритания пошла в вопросе борьбы с уклонением от налогов и отмыванием денег несколько дальше. С 1 января 2018 года там вступит в силу закон "О криминальных финансах", позволяющий судам требовать с иностранных собственников объяснения, как они купили тот или иной актив в стране.
Страны — участники ОЭСР создали план противодействия выводу прибыли из–под налогообложения (BEPS). В итоге страны ОЭСР планируют связать себя сетью автоматического обмена налоговой информацией. Россия присоединилась к BEPS в начале июня. В контексте общемировой тенденции к налоговой прозрачности решение властей BVI выглядит неизбежным.

Как не продешевить

Но и переезд из офшора в офшор в долгосрочной перспективе теряет смысл: рано или поздно офшоры как способ снижения налоговых издержек себя исчерпают, уверены эксперты. Сейчас более востребован среди юрфирм, имеющих налоговую и международную практику, комплексный подход в обращении с активами. Он может включать в себя различные стратегии: от использования доверительного управления (трастов), скрывающего бенефициара, до полной прозрачности в отношениях с государством.
Однако это дальняя перспектива. Пока стандартные офшоры еще пользуются большим спросом, благо открыть компанию в зоне особого налогообложения можно относительно недорого.
Стоимость офшорной компании зависит не только от юрисдикции, но и от конкретных агентов или юристов, которые ее сопровождают, утверждают эксперты.
Одни из самых дешевых в мире — офшоры Белиза и Сейшельских островов. Самые дорогие — на Каймановых островах или Бермудах (от $10 тыс. и выше), однако в черном списке ФНС их нет, значит, их власти сотрудничают с российскими налоговиками.
С практической точки зрения согласие BVI на раскрытие информации и исключение их из списка офшоров ФНС не имеет большого значения. Компании, зарегистрированные на BVI, открывают банковские счета отнюдь не в банках этих островов, а в Швейцарии или иных юрисдикциях с надежной банковской системой. Банки обязаны установить бенефициаров компаний. Соответственно, после начала работы автоматической системы обмена данными ФНС получит всю необходимую информацию от налоговых органов стран, где находятся банки: как данные по операциям на счетах, так и данные о том, кто из россиян является бенефициаром.
Дмитрий Бабинер
партнер Ernst&Young
В мире установился тренд на глобальную налоговую прозрачность. Этот процесс задокументирован в плане BEPS, одним из шагов которого и является внедрение полноценного автоматического налогового обмена. То есть это не изобретение отдельных юрисдикций и не их прихоть. Офшоры, не участвующие в раскрытии, ждет судьба изгоев — невозможность открыть банковский счет в приличном банке (это уже реальность для компаний с акциями на предъявителя), участвовать в тендерах. Так что маловероятно, что нововведения приведут к значительному оттоку клиентов: уход в другую юрисдикцию может лишь на пару лет спасти от раскрытия.
Константин Зиятдинов
руководитель международных проектов бюро "Прайм Эдвайс"