Штрафная окупаемость

СПб. Автоматические системы наблюдения за безопасностью дорожного движения в разы снижают количество ДТП. При этом вложения в их установку быстро окупаются за счет нерадивых водителей.

С 2013 года в Петербурге функционирует городская автоматизированная система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ГАС ФН ПДД). В настоящее время дороги города контролируют 236 стационарных и передвижных комплексов фотовидеофиксации. По сравнению с 2015 годом количество датчиков фиксации нарушений ПДД увеличилось на 30%. До конца 2017 года будут установлены еще 12 датчиков, сообщили в комитете по информатизации и связи Санкт–Петербурга. Все оборудование — российского производства.
На закупку и установку систем фотовидеофиксации в 2017 году из городского бюджета будет направлено 75 млн рублей. В 2016 году было выделено порядка 105 млн рублей.
Для развития данной системы город привлекает частного инвестора. "Подписан меморандум о государственно–частном партнерстве с инвестором, который до конца 2019 года установит за свой счет несколько тысяч фоторадарных комплексов. Город, в свою очередь, будет платить инвестору абонентскую плату, расходы на которую покроются за счет собранных штрафов", — говорит председатель комитета по информатизации и связи СПб Денис Чамара.

Автоконтроль

Фоторадарные комплексы фиксируют основные типы нарушений: превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу, остановку в запрещенном месте. Также сегодня существуют решения для автоматизированного контроля пересечения железнодорожных переездов и нерегулируемых пешеходных переходов.
Основным технологическим достижением в последние 5 лет стало появление многоцелевых систем, имеющих достаточно протяженную зону контроля и способных выделять из потока каждый автомобиль, определяя параметры его движения. Появление многоцелевых систем резко снизило само количество устанавливаемых комплексов, так как для контроля, например, 4–полосной дороги вместо четырех систем теперь достаточно установить всего одну. "При этом контроль ведется одновременно как по встречным, так и по попутным полосам движения. Две системы, установленные на протяженном участке дороги, зачастую могут также зафиксировать и нарушение средней, дистанционной скорости", — отмечает Сергей Зайцев, коммерческий директор ООО "Ольвия".
"Текущие тенденции развития программных продуктов создают предпосылки для создания комплексов с минимальным набором аппаратных составляющих", — говорит Алексей Нестеров, директор департамента прикладных проектов макрорегионального филиала "Северо–Запад" ПАО "Ростелеком".
Стоимость средств автоматической фотовидеофиксации варьируется в широком диапазоне и зависит от функциональных возможностей. Так, стационарный комплекс фотовидеофиксации "Крис–С" (устанавливается непосредственно над дорогой и осуществляет контроль транспортных средств на одной полосе) стоит около 1 млн рублей. Более современные комплексы, которые фиксируют скорость автомобилей на трех–четырех полосах, стоят порядка 4 млн рублей. Также на рынке появляются решения, позволяющие осуществлять весогабаритный (весовой) контроль транспортных средств. Общая стоимость рубежа весогабаритного контроля в среднем составляет 26 млн рублей и доходит до 48 млн рублей.
По оценкам сотрудника автомобильно–дорожного факультета СПбГАСУ Алексея Марусина, окупаемость таких систем за счет штрафов может составлять от 1 до 3 месяцев на дорогах с высоким транспортным потоком. "Сегодня на рынке присутствуют около 100 различных систем, которые производят более 30 российских компаний и несколько зарубежных", — говорит о росте конкуренции Сергей Зайцев.

Дисциплина

Система фотовидеофиксации направлена на снижение количества ДТП и соблюдение водителями правил дорожного движения, а не на извлечение коммерческой выгоды, обращают внимание в Смольном.
"С момента введения в эксплуатацию ГАС ФН ПДД в 2013 году доля грубых нарушений в общей массе выявляемых в автоматическом режиме нарушений составила 16%. В 2016 году этот показатель снизился до 3%, а по итогам первого полугодия 2017 года — до 2%", — говорит Денис Чамара.
Положительная динамика наблюдается и в отношении ДТП с превышением скорости.
"Cистема фотовидеофиксации экономически целесообразна, так как снижение аварийности способствует оптимизации городского трафика, снижению автомобильных заторов на дорогах города. Все это в целом приводит к экономии городского бюджета", — отмечает Денис Чамара.

Опыт ЗСД

На Западном скоростном диаметре (ЗСД) сегодня используется комплексная автоматизированная система управления дорожным движением, обеспечивающая непрерывное наблюдение за дорогой, мониторинг метеоусловий, интенсивности транспортного потока и других показателей. Так, для осуществления видеонаблюдения здесь установлены 782 камеры, информация с которых транслируется на видеостены в работающих в режиме 24 / 7 диспетчерских залах Центра управления дорожным движением и Здания эксплуатационных служб.
"Основываясь на видеоматериалах, информации, получаемой от метеостанций, датчиков интенсивности потока, от дорожных инспекторов и эксплуатационных служб, сотрудники которых осуществляют объезды магистрали в круглосуточном режиме, а также от пользователей магистрали, диспетчеры принимают решения по управлению транспортным потоком. Пользователи оперативно оповещаются о возможной опасности с помощью знаков и табло", — говорит Алексей Бнатов, генеральный директор ООО "Магистраль Северной столицы" (концессионер ЗСД).
По результатам сравнительного анализа ЗСД с объектами с аналогичными характеристиками выявлено, что уровень аварийности, уравновешенный по километражу дороги, на ЗСД ниже в 7 раз, а относительное количество пострадавших в ДТП меньше в 9 раз.