11:1010 октября 201711:10
437просмотров
11:1010 октября 2017
В прошлом году министр связи Николай Никифоров заявил, что для развития ИТ-отрасли через 2 года стране понадобится 1 млн программистов. В этой сфере сейчас работает 400-500 тыс. человек. Где найти еще полмиллиона?
Александр Поздняков, генеральный директор First Line Software:
Проблема вряд ли носит только демографический характер. В США с населением 325 млн человек и экономически активным населением 150 млн человек 4 млн человек — программисты, то есть 3% работающих граждан заняты в ИТ. В России этот показатель лишь 0,6%.
Мы в First Line Software имеем десятки открытых позиций, иногда по 3 месяца не можем найти специалиста необходимой квалификации. Это давняя проблема, с которой сталкивается большинство компаний нашего сектора, но мы все еще не нашли для нее системного решения.
В России сохранилась достаточно хорошая техническая школа, на базе которой (а также благодаря ряду частных инициатив) и существует российская софтверная отрасль. Крупные российские ИТ–компании делают многое, чтобы привлекать и развивать молодых специалистов, популяризировать ИТ. Создаются лаборатории при университетах, проводятся хакатоны, марафоны программирования, при школах существуют клубы робототехники. Российские крупные компании уже давно учат не только внутри себя и не только для себя.
Тем не менее мы находимся в ситуации, когда берем ресурсы из скудеющего источника.
По прогнозам, в ближайшие годы Индия превзойдет США по количеству разработчиков программного обеспечения. В Индии с населением 1,3 млрд человек, из которых экономически активными являются 500 млн человек, в ИТ–секторе трудятся 3,8 млн человек, то есть 0,8% занятых, и этот показатель растет на 0,1 п.п. ежегодно.
Российские компании, работающие в сегменте ИТ–сервисного бизнеса, уже практически не могут конкурировать с Индией — как минимум в области цен и размеров ИТ–проектов. Просто потому, что это страна с миллиардным населением и протекцией по отношению к ИТ со стороны государства.
За нами остается высокий уровень технической квалификации разработчиков, в котором мы не уступаем программистам из Европы и США, а также то, что российские разработчики культурно более легко подстраиваются как под европейских, так и под американских клиентов.
С одной стороны, ИТ входит в десятку крупнейших российских отраслей экономики. В Петербурге, где локально базируются многие центры разработки крупнейших ИТ–компаний, экспорт ИТ вообще превышает по финансовым показателям все другие направления.
С другой стороны, в России доля ИТ в ВВП по итогам 2016 года составляет 2,8%. В Великобритании (мировой лидер) — 12,4%, Китае — 6,9%, Индии — 5,6%. Нам есть куда расти, и мы можем стать государством с развитой высокотехнологичной промышленностью, если государство сосредоточится на построении правильной системы образования с фокусом на ИТ–отрасль, если будет реализовываться грамотная валютная политика, если будут создаваться выгодные экспортные условия, а ИТ–компании продолжат вкладываться в образовательные программы.