11:0906 октября 201711:09
858просмотров
11:0906 октября 2017
Потому что Россия формирует новую «газовую карту» Ближнего Востока. В четверг президент России встретился в Кремле с королем Саудовской Аравии Сальманом Бен Абдель Азизом Аль Саудом. Этот государственный визит стал первым за всю историю российско-саудовских отношений. Визит знаковый, но, чтобы понять подлинное значение этого визита, нужно обратить внимание на его внешнеполитический контекст.
Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС:
Замечу, что в понедельник состоялся визит президента РФ Владимира Путина в Туркменистан, который многие российские СМИ тоже назвали «знаковым». А до этого состоялась встреча Владимира Путина и президента Турции Рэджепа Эрдогана в Анкаре, которая, в свою очередь, произошла через три дня после курдского референдума о независимости.
Такая вот спираль событий, которую я предлагаю раскрутить, начиная с курдского референдума.
Уверен, что именно курдский вопрос был одним из ключевых на встрече Путина и с Эрдоганом, и с главой Туркменистана, и с королем Саудовской Аравии.
Становление Курдистана как независимого государства принципиально меняет ситуацию в самом центре Ближнего Востока и может вылиться в большие неприятности в будущем не только для «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации), но также для Сирии, Ирака, Ирана, Турции, Туркменистана, Саудовской Аравии и т. п.
США, как мы видим, настолько заигрались на Ближнем Востоке в «цветные революции», что, похоже, совсем запутались в своих врагах и союзниках. Еще пару месяцев назад американские военные обещали курдам поддержку их независимости в случае, если те штурмом возьмут Ракку (неофициальную столицу ИГ) и передадут ее в пользование Министерству обороны США, а после референдума устами Рекса Тиллерсона американская сторона заявила, что не признает его результатов.
Очевидно, что США уже не могут быть гарантом деэскалации напряженности в регионе, напротив, действия американских военных и их союзников давно стали главным источником всех напряжений и противостояний, и в этом уже убедились элиты практически всех стран Ближнего Востока.
Реальным гарантом обеспечения мира в регионе — тем весомым посредником, которому можно доверять, судя по всему, все больше рассматривается Россия.
Российское руководство поддерживает правительство Ирака в его нелегкой борьбе с террористами и сепаратистами. Российские дипломаты уже несколько десятилетий налаживают партнерские отношения с Ираном. РФ терпеливо сносит метания турецкой стороны от США, ЕС, НАТО, Катара к собственному суверенитету и снова к Западу.
Несмотря на сбитый Турцией 2 года назад самолет российских ВКС над Сирией, российская сторона продолжает убеждать Эрдогана в неизбежности укрепления партнерства между двумя евразийскими державами. Она нашла общий язык с Катаром. Наконец, Россия защищает вооруженным путем законное правительство Сирии по его просьбе. И при всем этом российские политики и бизнесмены поддерживают тесные рабочие отношения с курдами и не испортили отношений с саудитами.
В такой ситуации совершенно логично, что президент Турции, загнанный в курдскую ловушку главным своим партнером по НАТО (США), встретился на прошлой неделе с президентом России, чтобы обсудить ситуацию в регионе и возможные пути и алгоритмы ее развития.
Замечу, что Россия выстраивает отношения с Турцией, Ираном, саудитами и другими странами Ближнего Востока не только в двустороннем, но и в трансрегиональном контексте — как условие обеспечения коллективной безопасности на Ближнем Востоке и превращения региона в территорию устойчивого социально-экономического развития. Ключевые месторождения нефти и газа, транспортные артерии, энергетическая инфраструктура — вот что волнует сегодня российскую сторону далеко не в последнюю очередь.
Российские политики неоднократно подчеркивали, что экономическое развитие стран Ближнего Востока и их экономическое сотрудничество (в первую очередь в энергетической сфере) может и должно стать базой его стабильности. И, разумеется, все эти вопросы Россия считает важным решать с ведущими странами региона — Турцией, Ираном, Сирией, Ираком и Саудовской Аравией — и их законными властями.
По мнению России, число участников ближневосточного диалога должно расти за счет тех государств, которые реально заинтересованы в политической стабильности региона. Не случайно для налаживания диалога с Турцией Россия все чаще обращается к Азербайджану. (Баку вообще в последнее время становится важной переговорной площадкой по проблемам региона.) И не случайно после встречи с Эрдоганом Владимир Путин вылетел в Ашхабад на встречу с Гурбангулы Бердымухамедовым, после чего принял в Москве короля Сальмана Аль Сауда.
Иракский Курдистан с его значительными запасами газа и активностями таких российских компаний, как «Газпром» и «Роснефть», может стать серьезным конкурентом Ашхабада, Баку, Эр-Риада и Дохи. И это серьезный повод для того, чтобы к группе заинтересованных в мире на Ближнем Востоке стран присоединились не только Туркменистан и Азербайджан, но и Саудовская Аравия с Катаром.
Очевидно, что Россия выстраивает со странами Ближнего Востока партнерские отношения, в отличие от стран Запада, стремящихся проводить неоколониальную политику: выкачивать из государств региона максимум прибыли, а если в какой-либо из стран такая политика встречает сопротивление, объявлять их «недемократическими», после чего уничтожать несговорчивые режимы санкциями или «цветными революциями».
Фактически Российская Федерация формирует сегодня новую «газовую карту» Ближнего Востока, а также выстраивает на южных рубежах ЕАЭС своеобразный пояс коллективной безопасности, в основу которого закладываются политический диалог и совместные экономические проекты.
Подтверждением этого факта стало проведение в Москве с 3 по 7 октября с. г. Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики — так называемой «Российской энергетической недели», — участников которого приветствовал Владимир Путин, а также первый визит короля Саудовской Аравии в Россию.
Уверен, что российская «партнерская» стратегия более перспективна того «неоколониального» шантажа, который осуществляют в регионе США и их союзники, и стратегия РФ уже встречает поддержку со стороны большинства стран ближневосточного региона.