Склад возможностей: в Петербурге назрел острый дефицит складов и логистов

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

Складской сегмент в 2018 году станет главным драйвером рынка коммерческой недвижимости Петербурга, а специалисты по логистике входят в пятерку самых востребованных на рынке труда.

Хотя складской сегмент и просел в этом году (JLL прогнозирует, что по итогам года будет сдано лишь около 60 тыс. м2 складов — шестилетний минимум, в 3 раза меньше, чем в 2016 году), но именно логистика становится одним из драйверов рынка коммерческой недвижимости. По свидетельству Colliers International, инвестиции возвращаются в складской сектор: конечно, в 2017 году они не достигнут уровня рекордного за всю историю 2008 года ($369 млн) и даже менее успешного 2013 года ($257 млн), но уже превысили показатель 2015-го, составив $76,7 млн (в 2014-м было $127 млн, в 2015-м $65,7 млн, в 2016-м $56,9 млн).

Механизм сокращения издержек

Затраты на логистику занимают 25% в конечной стоимости товара, значит, от грамотности ее построения зависит и экономика производителей и ретейла. В период кризиса они изменили отношение к логистике и воспринимают ее не только как систему хранения и доставки грузов, но как существенный резерв по сокращению издержек.
В ответ на увеличение спроса консалтинговые компании усиливают свои подразделения, отвечающие за логистический сегмент. В частности, увеличили число таких специалистов компании Colliers (Алексей Лазутин возглавил департамент складской и индустриальной недвижимости в Петербурге), JLL (Оксана Копылова назначена руководителем направления аналитики торговой и складской недвижимости компании). В составе Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) открылся специальный комитет по индустриальной недвижимости, который будет координировать работу в сфере складской и промышленной недвижимости. По мнению возглавившего комитет вице-президента РГУД Айрата Гиззатуллина, индустриальная недвижимость, к которой относится и складская, самая перспективная отрасль коммерческой недвижимости России.
"Промышленная недвижимость как сегмент рынка коммерческой недвижимости начала системно развиваться в России в последнюю очередь. Конечно, таких объектов всегда было много, но это были предприятия советского периода. И если в крупных городах активно создаются современные складские и производственные объекты, то на периферии индустриальная недвижимость представлена в основном так называемым классом С — старыми промышленными зданиями, неизменными с момента постройки", — говорит Айрат Гиззатуллин.

Складские столицы

На Москву и Петербург приходится 75% складов в России, подсчитали в Knight Frank. Это связано со сложившейся еще с советских времен системой грузовых маршрутов: все товары свозились в столицы и затем распределялись по стране. С развитием торговых сетей в регионах, бурным ростом интернет-ретейла структура рынка меняется, и складской девелопмент идет в регионы. Причем большим спросом пользуется строительство объектов под конкретного заказчика (built-to-suit). Такие проекты предпочитает как традиционная, так и интернет-торговля, отмечают в JLL.
Гендиректор петербургского Colliers Андрей Косарев тоже констатирует, что спрос на склады восстанавливается. "В следующем году мы ожидаем повышения девелоперской активности", — прогнозирует он. В 2018 году основной объем сделок на петербургском рынке инвестиций в недвижимость будут формировать офисный и складской сегменты, считает Андрей Косарев.

Комплексный подход

Склады сегодня — это уже не просто место для хранения товара, здесь продукцию также частично обрабатывают, комплектуют, пакуют, формируют партии заказов и так далее. Склад стал одним из звеньев логистической цепочки, как и грузоперевозчик. "Сегодня успешность логистической компании зависит от того, насколько полный комплекс услуг она предоставляет и насколько гибко готова реагировать на изменения ситуации на рынке", — говорит Екатерина Савина, руководитель логистического направления России и стран СНГ Lenovo. От логистического оператора все чаще требуется пакет обработки груза "под ключ": выстраивание маршрутов следования груза, подбор оптимального способа транспортировки (одним или несколькими видами транспорта), хранение и обработка товара на складе и прочие опции. Поэтому специалисты по логистике входят в число наиболее востребованных на рынке труда, утверждает бизнес-консультант Сергей Адюков.
Это подтверждают и в HeadHunter: "Транспорт, логистика" входит в пятерку самых востребованных профессиональных областей. По данным рекрутинговой компании КАУС, специалисты этой отрасли входят в число наиболее хорошо оплачиваемых даже в российских регионах. Так, меньше всех — 35-77 тыс. рублей в месяц — получают кладовщики. Зарплата менеджера по таможенному оформлению — 50-115 тыс. рублей, менеджера по внешнеэкономической деятельности — 55-150 тыс. рублей (столько же получает начальник склада и менеджер по международным перевозкам), менеджер по продажам транспортных/логистических услуг зарабатывает 55-250 тыс. рублей, директор по логистике на предприятии — 100-330 тыс. рублей.