Дмитрий Костыгин и Павел Трибель подсаживают торговлю на единую "Карту Города"

Петербургский предприниматель Павел Трибель, создавший мультифункциональную "Карту Города", подключил к своей технологии 10 крупнейших торговых сетей города и привлек в свой стартап петербургского миллиардера Дмитрия Костыгина.

Петербургский предприниматель Павел Трибель со своим партнером Андреем Урусовым создали в мае 2015 года ООО "Карта Города", в котором им принадлежало 75% и 25% долей соответственно. Компания разработала и внедрила в жизнь технологию MFID (от англ. MultiFunctional IDentification), которая может разными способами, вплоть до биометрических данных, идентифицировать пользователя.
В настоящее время для внедрения этой технологии используется пластиковая карта (со штрихкодом и магнитной полосой), но в будущем носитель может меняться.  В настоящее время "Карта Города", работающая на базе мобильного приложения Telegram, функционирует как единый проездной билет на общественном транспорте со скидкой до 30% и заменяет карты лояльности 10 крупных городских сетей, среди которых "O'КЕЙ", "Улыбка радуга", "Вотоня", "Градусы", "Аптеки Невис", бары SPb, автозаправки ПТК и другие.
Владелец карты может пополнять баланс проездного на общественный транспорт, смотреть баллы, бонусы и скидки подключенных сетей, но при условии если пользователь зарегистрирован в чат-ботах этих сетей.
С одной стороны выигрывают покупатели, которым не нужно носить в кошельке большое количество карт лояльности разных сетей. С другой стороны, ретейлеры, подключившиеся к программе, смогут привлечь новых клиентов за счет создания партнерских программ на единой платформе. Например, за покупку в одной сети может автоматически предоставляться специальное предложение от другой.

Никаких рисков по передаче базы

Ретейлеры за счет партнерской программы рассчитывают не только привлечь новых клиентов, но и сократить расходы на коммуникацию с имеющимися покупателями.
"Мы подключились к единой "Карте Города", потому что, во-первых, это возможность увеличить число наших покупателей и получить новый канал дополнительных данных о покупателях. Во-вторых, каналы коммуникаций, на базе которых работает "Карта Города", это более дешевый и эффективный способ коммуникации с клиентами: мы можем передавать больший объем информации за меньшие деньги, в отличии от sms-рассылки", — говорит менеджер бизнес-требований сети "О'КЕЙ" Николай Бабухин.
Опрошенные "ДП" ретейлеры, которые еще не подключены к единой карте, о новом сервисе не слышали, а при объяснении технологии не смогли оценить полезность ресурса.
"База лояльности — это святая святых. У меня уже несколько миллионов пользователей. И зачем же я буду подключаться к третьей стороне? А вдруг она сольет мою базу моим конкурентам?" — недоумевал один из ретейлеров.
Однако в "Карте Города" пояснили, что ретейлер не несет никаких рисков по передаче базы данных третьим лицам, так как база клиентов копится и хранится у него самого. А разработчик технологии является лишь единым интерфейсом для подключения карты лояльности к разным торговым компаниям.
"Мы вообще никак не вмешиваемся в программы лояльности сетей. Каждая компания сама устанавливает свои правила, мы не влияем на это, а покупатель сам подключается дистанционно к той программе, к которой хочет. И в момент подключения клиент дает свое согласие на передачу своего профиля ретейлеру, что заменяет ему ручное заполнение анкеты", — говорит генеральный директор ООО "Карта Города" Павел Трибель.

От метро к сетям

Изначально проект единой "Карты Города" начался с транспортного мобильного приложения. Бизнесмены заручились поддержкой администрации Петербурга в лице комитета по транспорту, подписали с ним в 2016 году соглашение о сотрудничестве. И уже год как карта продается на всех станциях метро.
Затем владельцы карты стали двигаться в сторону ретейлеров, предлагая рознице подключиться к карте. Проектом заинтересовался петербургский миллиардер, совладелец "Юлмарта", "Рив Гош", "Улыбки радуги", "Дефиле" и других компаний Дмитрий Костыгин.
Он как раз к тому времени анонсировал работу собственного аналогичного проекта "Алоль". Этот агрегатор программ лояльности должен был объединить скидочные программы большого числа независимых компаний с собственным мессенджером, с помощью которого сети смогут максимально оперативно общаться с клиентами. Но проект забуксовал.
В результате в феврале 2016 года Дмитрий Костыгин с партнерами вошел в проект "Карты Города" на 87,5%, оставшиеся 12,5% принадлежат Павлу Трибелю. Сумму сделки в ООО "Карта Города" не раскрыли, а Дмитрий Костыгин на запрос не ответил.  
Выручка ООО "Карта Города" в 2016 году составила 1,6 млн рублей, себестоимость проданных товаров почти 0,8 млн рублей, чистая прибыль — 7 тыс. рублей. Для сравнения: выручка ООО "Алоль" в 2016 году была 1,2 млн рублей, себестоимость проданных товаров почти 23 млн рублей, а чистый убыток — 40 млн рублей.
"Суть замысла при сделке с Дмитрием Костыгиным для нас в том, чтобы, с одной стороны, получить доступ к более широкой рознице, а с другой стороны, попробовать эту технологию внедрить в другие продукты", — пояснил Павел Трибель.

Дальние горизонты

В идеале бизнесмены планируют внедрить единую мультифункциональную карту во многие сферы жизни горожанина, чтобы ее можно было использовать не только как единый проездной билет или единую карту лояльности для многих розничных сетей, но и как ключ при проходе, например, в бизнес-центр или библиотеку, ключ от домофона (если домофон поддерживает один из установленных чипов на карте) или как ски-пасс на горнолыжном курорте.
В настоящее время "Картой Города" уже пользуются 50 тыс. человек. В течение года владельцы компании хотят увеличить их количество до 0,5-1 млн. "Сейчас можно говорить о том, что наша технология дает первые результаты, стала по-настоящему востребованной, доступной. Мы видим, что число торговых предприятий будет расти", — говорят в компании-разработчике.  
Однако многие эксперты считают, что развитие проекта будет небыстрым. Мессенджером Telegram пользуется пока небольшое число пользователей, и надо очень постараться убедить покупателей скачать это приложение. Первые строчки рейтинга среди мессенджеров занимают WatsApp, Viber и Messenger, а среди соцсетей VK, Instagram и YouTube.