Владелец бренда в России "Ночь пожирателей рекламы" подал иск на программу Андрея Малахова

Андрей Малахов
Автор фото: ТАСС
Андрей Малахов
Автор фото: ТАСС

ЗАО "Твин Медиа", 20 лет проводящее ежегодное рекламное шоу "Ночь пожирателей рекламы", подало иск в Арбитражный суд Москвы к ВГТРК. Петербургская компания утверждает, что телеведущий Андрей Малахов без разрешения использовал бренд "Вечер пожирателей рекламы" в одной из передач "Прямой эфир".

Как сообщила "ДП" генеральный директор ЗАО "Твин Медиа" Наталья Горина, иск зарегистрирован в начале этой недели. В настоящее время компания подсчитывает точную сумму репутационных и финансовых убытков.
Интересы петербургской компании в суде представляет "Кэпитал Лигал Сервисэз".
"Мы давно защищаем права "Твин Медиа" на товарный знак "Ночь пожирателей рекламы", и соблазн использовать столь сочное словосочетание возникает не первый раз. Мы постоянно мониторим использование этого бренда и почти всегда нам удается устранить нарушение на первоначальном этапе. Нарушители, как правило, после получения уведомления прекращают нарушение. В ситуации с программой Андрея Малахова нам придется в суде требовать защиты прав нашего клиента", — говорит старший юрист "Кэпитал Лигал Сервисэз" Елены Бергер.
По данным базы СПАРК, ЗАО "Твин Медиа" зарегистрировало в 2003 году "Утро пожирателей", "День пожирателей", "Вечер пожирателей" и "Ночь пожирателей". Ежегодные рекламные шоу "Ночь пожирателей рекламы", проходящие в разных городах России, компания проводит с 1998 года. Наибольшую популярность они имели в начале 2000-х годов. У ЗАО "Твин Медиа" нет финансовой отчетности в СПАРКе, а выручка аффилированного с ним ООО "Твин Медиа" в 2016 году составила 216,7 млн рублей против 407,5 млн рублей в 2015 году.
ВГТРК на запрос "ДП" не ответила.
"Ночь пожирателей рекламы" — мировое шоу, его придумал и создал француз Жан-Мари Бурсико, который с детства коллекционировал рекламные ролики, снятые на кинопленку.  В 1981 году в Париже он впервые показал зрителям рекламные фильмы вне привычного контекста, то есть не во время рекламной паузы на телевидении или перед сеансом в кинотеатре. Других вариантов размещения тогда просто не существовало.
В России шоу проходит, как правило, в киноконцертном зале или кинотеатре, где в течение ночи идет показ рекламных роликов. Причем большая их часть из коллекции Жан-Мари Бурсико.
Ведущий юрист Patentus Андрей Акимов называет "Ночь пожирателей рекламы" "приветом из девяностых". По его словам, вопрос наличия сходства до степени смешения в данном случае не однозначен — все-таки основная программа называется "Прямой эфир", и у потребителей ассоциируется с этим названием, а не с конкретным выпуском.
Юристы отмечают, что если такое сходство в суде будет доказано, то ответчик может заявить о взыскании с нарушителя от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей возмещения убытков либо компенсации, либо двойной стоимости права использования товарного знака.
"Учитывая обязательный претензионный порядок разрешения аналогичных споров, мы полагаем, что шансы на удовлетворение конкретно данного иска, если в нем не заявлены какие-либо имущественные требования, равны нулю. Суд, скорее всего, вернет "Твин Медиа" несвоевременно поданное исковое заявление. В любом случае истец будет вынужден обратиться к ВГТРК с новым иском о взыскании компенсации либо убытков, не ранее, чем через месяц", — говорит управляющий партнер Сlaims (стратегический консалтинг в сфере интеллектуальной собственности) Игорь Невзоров.
"Формат фестивалей, в котором проводится в том числе и "Ночь пожирателей рекламы", уже не такой популярный, как в начале 2000-х годов. С появлением YouTube и перетеканием рекламы в Интернет ходить на рекламные шоу, да еще и за деньги — сомнительное удовольствие. Тренды со временем меняются, с 2010 года в индустрии рекламы начался примитивизм, а многие специалисты рекламы переквалифицировались в маркетологов", — говорит директор по коммуникациям рекламного агентства DDC Lab Александр Тарасов.
По данным Patentus, количество дел по товарным знакам и патентам растет. По итогам 2016 года компания подала 892 заявки на регистрацию товарного знака (в 2015-м было 671, в 2014 году — 628, в 2013 году — 613). "В 2016 году в производстве Patentus находились 182 судебных дела по интеллектуальной собственности (в 2015 было 140). Увеличение числа заявок и судебных разбирательств по товарным знакам связано с растущей грамотностью участников бизнеса, с большим развитием отечественных брендов", — говорит Андрей Акимов.