На рынке такси выживут только крупнейшие

 

Гуляя по любому российскому городу в начале 2000–х годов, никто не удивлялся тому, что на каждом втором подъезде светилась вывеска либо независимого мелкого банка, либо турфирмы с красивым женским именем в названии. Где теперь все эти банки и турагентства? Их никто и не вспомнит. Их сменила дюжина крупных компаний, работающих в каждом городе и превратившихся в широкие сети оказания услуг населению.
Такие процессы произошли во многих сферах, и объясняются они только одним: когда рынок взрослеет, бизнесы в нем становятся крупнее. На высококонкурентных рынках процесс консолидации неизбежен, и выживают только крупные игроки. Это справедливо и для рынка такси.
В мае этого года мы наблюдали появление нового участника рынка интернет–заказа такси — Fasten (объединенные сервисы такси "Сатурн", RedTaxi и RuTaxi). Согласно отчету RenaissanceCapital, новоиспеченный гигант занимает первое место в России по количеству заказов (1,3 млн поездок в день).
"Яндекс.Такси" планирует объединение с Uber — и тогда в целом на них двоих придется около 670 тыс. поездок и 6–7% рынка. Ходят слухи и о возможном объединении такси "Максим" и Gett, которые вместе будут совершать порядка 1 млн поездок ежедневно.
Сделка Uber и "Яндекс.Такси" произвела много шума — ведь это глобальные игроки. Именно в связи с этой сделкой Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наконец–то решила провести оценку конкуренции на этом рынке. ФАС одобрит сделку, в этом ни у кого нет сомнений.
И это логично: если бы антимонопольная служба вынесла ограничения по этой сделке, то встал бы вопрос: почему такие же ограничения не были введены для более крупного игрока — Fasten, который занимает долю рынка почти в 2 раза больше Uber и "Яндекс.Такси", вместе взятых.
Самый животрепещущий для потребителя вопрос — возможное повышение тарифов на таксомоторные перевозки — от укрупнения агрегаторов не зависит. Даже если обратиться к декларируемым планам "Яндекс.Такси" и Uber, которые собираются увеличить совокупное число поездок с 20 млн до 35 млн в месяц (то есть почти в 2 раза!), сразу становится ясно, что повышения цен не будет. Ведь, по сути, единственным реально значимым преимуществом агрегатора является низкая цена. А, повышая тарифы, число потребителей нарастить невозможно.
И наконец, государству в целом выгодно такое устройство рынка такси, в котором на месте регуляторов находятся, по сути, сами участники рынка — агрегаторы. Органы власти сегодня не имеют инструментов для контроля над цифровой экономикой, для этого нужны мощные геоинформационные системы.
Думаю, следующим шагом в преобразовании рынка станет изменение роли агрегаторов такси: вместо непосредственных участников рынка они превратятся в инфраструктурную систему транспортной мобильности населения. И тогда "Яндекс.Такси", видимо, придется осваивать новые функции.
Автор: председатель общественного движения Taxi 2018 Станислав Швагерус