Анна Потсар Все статьи автора
29 сентября 2017, 16:00 48802

Бизнесмены & блогеры. Как может выглядеть видеоблог предпринимателя

Аудитория популярных youtube–каналов порой уже превышает количество телезрителей. Все активнее разговоры про первую посттелевизионную эпоху. "ДП" попытался разобраться в феномене видеоблогерства. А заодно составил список советов для блогеров–предпринимателей.

О видеоблогерах заговорили все. Видеоблогеры в топе "Яндекс.Новостей". У видеоблогеров берут интервью глянцевые журналы. Видеоблогеров судят за оскорбление чувств верующих и заводят уголовные дела о клевете. Видеоблогеры фигурируют в итоговой воскресной программе Дмитрия Киселева. Что само по себе комично в контексте разговоров о том, что Интернет победил телевизор. По гамбургскому счету телевизор все равно победил с большим отрывом. Телевизор выступает как способ легитимации Интернета: что показали по центральным каналам, то и существует в действительности. Знали бы мы с вами, взрослые люди, о существовании видеоблогера Ивангая, который публично дурачится на многомиллионную аудиторию, если бы его нам не предъявили одно за другим традиционные СМИ?

Птица счастья завтрашнего дня. Как выбрать профессию, которая будет востребована в будущем

Птица счастья завтрашнего дня. Как выбрать профессию, которая будет востребована в будущем

45098
Надежда Фёдорова

Что такое видеоблог? Всего лишь еще один канал трансляции образа, ассоциированного с определенными ценностями, аргументами, стилем публичной речи. Ничего нового за последнее время с самим форматом не произошло. Но смена поколений разделила Youtube на отцов и детей, живущих в непересекающихся виртуальных пространствах.

Отцы: новые Цицероны

Взрослые видеоблогеры, для которых блогерство не является основной профессией, ищут в Интернете свободу от формата. Никаких барьеров между оратором и аудиторией. Никакой цензуры, никакого редактирования, никакого темника. И никакого жесткого хронометража. Хочешь 40 минут несмешно шутить про оппонента — шути. Хочешь предъявить фамильный рецепт консервированных огурцов — пожалуйста. Хочешь сказать: "Тьфу на тебя, Алексей Навальный", — скажи. Жанр баттла, взятый на вооружение начинающим видеоблогером Алишером Усмановым, выглядел в ролике, обращенном к Алексею Навальному, так странно, что публика обсуждала только странности, не вникая в содержание.

Youtube–аналитики по большей части предпочитают жанр говорящей головы, редко задумываясь о том, чтобы как–то разбавить видеоряд. Их аудитория тоже чаще всего гонится за отсутствием цензуры, которое представляется высшим благом. Что небесспорно. Иногда, посмотрев ролик в разделе "этого не покажут на ТВ", думаешь: вот и хорошо, что не покажут. И совсем не надо было это трепетно хранить и выставлять напоказ. Но, конечно, порог критичности по отношению к собственному выстраданному, пусть и несовершенному, высказыванию сильно меняется, тем более что Интернет все стерпит.

Так или иначе человек, записывающий глубокомысленное видео о судьбах родины или коррупционных скандалах, перед камерой предстает отчасти беззащитным, как будто лишенным того панциря, который навешивает на него та же самая камера, включенная в студии телеканала. Он вдруг оказывается в положении античного оратора, который должен произвести впечатление на толпу всей своей личностью.

Передовым видеоблогером России был когда–то Дмитрий Анатольевич Медведев, но он и без видеоблога был прекрасно известен всей стране, так что сложно предположить, что своей популярностью экс–президент обязан именно видеоблогу или, еще лучше, своим сериям любительских фотографий, сделанных лейкой и размещенных в "Инстаграме". На первых местах в топах просмотров уже давно — молодые люди, производящие странный видеопродукт, который хочется назвать фрик–шоу и который вызывает один вопрос: почему они это смотрят? Почему миллионы людей тратят миллиарды часов на эти странные доморощенные ролики?

Дети: глобальная деревня

Сколько осталось интернет-дневникам
Живой журнал

Сколько осталось интернет-дневникам

425

В 2008 году Дмитрий Анатольевич Медведев только начинал свою карьеру видеоблогера, тогда же 15–летняя Катя Клэп стала вести развлекательный видеоблог, на который в 2017 году были подписаны почти 6 млн человек. Видеоблогеры–миллионники, опередившие по числу подписчиков Дмитрия Анатольевича, — это подростки для подростков: сбивчивая непрофессиональная речь, общая незамутненность сознания, коротенькие мысли и региональные говоры. Портрет поколения. Раньше мы их хотя бы не видели в таком количестве, теперь спасения нет. В целом, наверное, платформа Youtube воспроизводит траекторию взлета платформы livejournal в России. Но, помнится, ЖЖ монетизировался несколько хуже, чем Youtube, да и в принципе был текстовой, а стало быть — значительно более интеллектуализированной средой общения.

Youtube по большей части — это мир тинейджеров, и человеку с традиционалистским текстовым мышлением, которому страшно потратить минуту своего драгоценного времени на просмотр видеоролика, там делать нечего, тем более что звезды засоряют эфир 30–40–минутными высказываниями. Они живут в глобальной деревне, где все друг друга знают и друг с другом общаются, то вступая в конфликт, то объединяясь для какого–то проекта, они производят кубометры словесной руды и органично вписываются в эту современную публичную приватность, изо всех сил добиваясь внимания к себе.

Это сфера фатической коммуникации, не преследующей никакой цели, кроме установления и поддержания контакта с себе подобными. Так они общаются в жизни, они переносят этот стиль на Youtube, чтобы расширить круг. Поэтому любоваться на очередную Катю Спилберг дольше нескольких секунд можно только от большой любви к чистому искусству общения. Ровно то же самое можно сказать о бесконечно затянутых интервью видеоблогера Дудя, который с легкостью дискредитирует сам жанр интервью–беседы, превращая его в жанр интервью "ля–ля со знаменитостью на короткой ноге".

Революция? Разве что потребительская

Ничего нового, конечно, во всей этой youtube–культуре нет. Еще Грибоедов массово плодил мемасики — карету мне, карету — и все такое прочее. Античная риторика знает множество примеров публичной критики оппонента в его отсутствие, а уж баттлы — это как есть древнегреческий агон. Просто в античные времена нужно было выйти на площадь, а сейчас — в Интернет. И весь мир — у твоих ног. Мы вернулись к хорошо забытой практике, когда только публика присуждала победу в споре. Когда не было миллиарда этапов профессиональной экспертизы и обработки публичного выступления. Когда каждый представал перед публикой таким, какой он есть. Именно это и подкупает в новой публичности. Отсутствие рамок, полная свобода, отсутствие формата. Когда ты осознаешь: в телевизор с этим не пустят, в газету не хочется, а в привычном круге знакомых уже тесновато.

Казалось бы, революция в умах близка. Но содержание самых популярных видеоблогов сугубо развлекательное, песни и пляски, специфический юмор, немножко путешествий и любимой косметики. Работа мысли тут не предполагается, и развлекательный контент всегда привлечет больше зрителей, чем политическая или бизнес–аналитика. Так сами блогеры становятся заложниками своего имиджа.

Видеоблогер Бесогон (он же Никита Михалков) в феврале этого года крайне резко высказался в адрес золотой ютьюб–молодежи, обвиняя ее в бездуховности и опасном потенциале воздействия на поклонников. Пока, правда, воздействие ограничивается коммерческой рекламой, которая позволяет тем, кто вписался в ожидания своей публики, зарабатывать на рекламных контрактах. Застройщики, производители разнообразных продуктов, автосалоны, бутики и даже Сбербанк с какой–то феерической карточкой специально для молодежи — вот кто пока становится инженерами потребительского поведения молодой аудитории.

Производство смыслов

Без паники. Этого делать не нужно. Догнать и обыграть кривляющихся тинейджеров на их поле не выйдет. Для видеоблогов, так или иначе связанных с бизнесом, остается другая ниша — производство смыслов. Качественного контента для вменяемой публики в русскоязычном youtube не слишком много, значительно меньше, чем в западном сегменте. Развлекательные ролики всегда побеждают, и тем не менее отдельные говорящие головы с условно осмысленными видеоблогами все–таки привлекают сотни тысяч подписчиков.

Видеоблоги, связанные с бизнесом и бизнесменами, преследуют свои цели и собирают свою аудиторию, предположительно — более качественную, чем миллионы подростков. Наиболее часто встречаются следующие модели видеоблога

1. Бизнесмен, добившийся определенного статуса, начинает задумываться о нематериальных ценностях и результаты этих размышлений с детской непосредственностью выставляет в общий доступ в формате проповеди. Такое интернет–учительствование повышает личную узнаваемость, внушает доверие партнерам по бизнесу, а также повышает самооценку. Увы, мало кому удается преодолеть банальность, хотя сетевые поклонники этого все равно не замечают.

2. Консалтинговые компании и бизнес–тренеры используют все средства, чтобы привлечь клиента. В ход идут глубокомысленные ролики о маркетинге или менеджменте, больше оставляющие вопросы, чем дающие ответы. Тут главное — продемонстрировать интеллектуальные возможности тренеров и подвести потенциального клиента к нужному решению.

3. Наиболее интересный шаг — создать b2b–медиа, которым является, например, канал "Бизнес–секреты с Олегом Тиньковым". Тиньков не только скандалит с видеоблогерами, но и сам, по сути, видеоблогер. Банкир, обсуждая с каждым гостем тонкости бизнеса, работает на свою личную репутацию и заодно на репутацию очередного своего проекта, поддерживая свой экстравагантный имидж. Таких проектов, конечно, много быть не может, и тем ценнее то, что есть. При этом у канала 236 тыс. подписчиков, что смешно по меркам тинейджеров–миллионеров.

Разумеется, рецепта популярного и успешного блога не существует, как не существует и универсального рецепта успешного бизнеса. Конечно, нужно уникальное содержание. Конечно, нужна харизма и определенные ораторские навыки, в частности способность импровизировать. Но все это не дает гарантии успеха. Удачный формат нащупывается интуитивно, получается это не всегда и не с первой попытки. Научиться эффективному блогерству нельзя, можно только попасть или не попасть в яблочко.

Антирекомендации / вредные советы

  • Мечитесь от темы к теме, чтобы аудитория как можно скорее увидела всю многогранность вашей натуры, не пытайтесь ограничиться одной целью.
  • Публикуйте новое видео неожиданно и нерегулярно, то пропадая на год, то бомбардируя аудиторию десятком видео в сутки.
  • Готовьте выступление заранее, пытайтесь вспомнить текст в процессе записи, в паузах мычите.
  • Экспериментируйте с формой подачи и продолжительностью роликов.
  • Как можно точнее воспроизводите манеру подачи понравившегося вам блогера с большой аудиторией.

Автор: доцент Высшей школы экономики Анна Потсар

Новости партнеров
Реклама