Единый стандарт

Кремль близок к выстраиванию идеальной системы смены власти на местах: губернаторские кресла занимают взаимозаменяемые люди. Но есть в системе и минусы.

В конце зимы Кремль заменил губернаторов в пяти регионах: Бурятии, Карелии, Пермском крае, Новгородской и Рязанской областях, чуть позже глава Марий Эл Леонид Маркелов угодил под арест. Отставки, как и ждали эксперты, продолжились: Нижегородскую область покидает Валерий Шанцев, Самарскую — Николай Меркушкин, Красноярский край — Виктор Толоконский, заявил об отставке и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
Даже незыблемый Евгений Савченко, по слухам, готов оставить кресло губернатора Белгородской области, а вице–премьер Дмитрий Козак подтверждает: идет оценка эффективности глав регионов, и в результате несколько из них, как сформулировал чиновник, могут прийти к выводу о необходимости добровольной отставки.

Врожденное качество

Раньше отставка любого губернатора становилась отдельной историей — теперь их считают по головам, десятками. Нет ни мощного бэкграунда, ни борьбы, ни, как следствие, поводов и причин. Прежде в отставках имело смысл разбираться, чтобы понять, что федеральная власть по–прежнему считает приемлемым, а что — нет. Отставки сегодняшние уже не разъясняются, потому что не имеют конкретных причин, и понять, чем новый глава будет лучше старого, непросто. Да, Меркушкин, допустим, говорил много смешного, но опять же в целом никто из уходящих губернаторов какими–то особенными прегрешениями перед Кремлем не отметился.
Дмитрий Козак говорит об эффективности, но если взять, например, последний рейтинг эффективности губернаторов близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества, то Абдулатипов находится в нем на 18–м месте, Меркушкин — на 38–м, Шанцев — на 57–м. Нормальные губернаторы–середняки, казалось бы, многие хуже. Рейтинг, правда, годичной давности, но вряд ли за год что–то серьезно изменилось: за коррупцию их не ловили, публичный гнев Владимира Путина на них не обрушивался.
Уходит второе поколение губернаторов — тех, что приходили на смену удельным князьям 1990–х, чтобы расчистить и выровнять ландшафт, и с этой задачей они с помощью Кремля вполне справились.
Где–то этот процесс затянулся, кто–то, как тот же Маркелов, сумел дотянуть до наших дней, а Аман Тулеев в Кемеровской области и вовсе никуда не собирается, но в общем и целом логика построения вертикали власти предсказуемо дошла до того момента, когда главной функцией губернаторов стало простое администрирование.
Даже лояльность уже перестала быть признаком губернатора, превратившись во врожденное качество по умолчанию — такое же, как наличие рук и ног.
Обновление власти выдается за стремление привести к рычагам управления "молодых технократов" — публика представляет себе технократа довольно смутно, но не возражает, вспоминая людей, которые в 1990–е строили предвыборные кампании на лозунге "хватит нам всяких –измов, работать надо". Тогда их, правда, называли хозяйственниками, и вот их–то и меняют на "технократов", чье главное свойство — тоже тщательно подчеркнутая аполитичность и функциональность, но за ними, впрочем, скрывается уже не предвыборная стратегия, а лишь понимание своих задач: сегодняшний губернатор — это по сути комендант, отвечающий за сохранность имущества и обеспечивающий бесперебойную работу аппарата. Самостоятельных проектов в регионах без дирижирования из Москвы давно не предполагается.
Личной харизмы у коменданта быть не должно, так что вполне понятно внешнее сходство и.о. губернаторов Самарской и Нижегородской областей Дмитрия Азарова и Глеба Никитина — все это взаимозаменяемые элементы, тот самый Андрей Семенов (но, впрочем, еще и проявление общемировой тенденции к стандартизации управленцев — даже президентов и премьеров различить можно с трудом, тощий де Голль или толстый Черчилль сегодня не имели бы никаких шансов).
Политологи говорят, что за большинством новых назначенцев стоит "Ростех" и Сергей Чемезов, но принадлежность к тем или иным кланам только подчеркивает новое место губернаторов в механизме распределения власти.
Все это касается не только исполнительной власти: в законодательной тоже в основном борются за дисциплину и вводят штрафы за прогулы — что на федеральном уровне, что на региональном. И от парламентариев нужны лишь функциональность и многопрофильность, хотя там еще иногда случаются отклонения в виде условной Натальи Поклонской.

Без инициативы

Взаимозаменяемость, четкая иерархия и стандартизация — это для бюрократической системы достоинства. Это, очевидно, результат работы методологов из администрации президента, и следует признать, что на 17–й год работы Кремль уже близок к выстраиванию идеальной для себя системы. Она, пожалуй, сможет обеспечить работу в заданном сверху автоматическом режиме, от нее не стоит ждать фронды, что важно для власти в условиях "проблемы–2024", но вот инициативы, способности к развитию и самовосстановлению в случае поломки — тоже.