Взлетит ли "ВИМ-Авиа"

Федеральное агентство по воздушному транспорту (Росавиация) инициировало внеплановую проверку авиакомпании "ВИМ-Авиа", задержавшей на днях десятки рейсов. Об этом ТАСС сообщил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский.

Росавиация уже сообщала, что длительные задержки рейсов "ВИМ-Авиа" связаны с задолженностью компании перед топливно-заправочными организациями. В самой авиакомпании сообщили, что временные трудности с расписанием вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов.
Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства "АвиаПорт":
Проблемы "ВИМ-Авиа" предопределили сразу несколько факторов. В течение года авиакомпании несут высокие издержки на обеспечение рейсов из мест массового отдыха, но с окончанием высокого сезона самолеты "грузятся" только одну сторону. Эта проблема всех российских авиакомпаний, работающих в данном сегменте. На российских курортах высокий сезон уже закончился, издержки по-прежнему высоки, а выручка — умеренная. Обычно авиакомпаниям удается заработать за лето достаточно средств, чтобы дотянуть до лучших времен, а если средств недостаточно — приходится кредитоваться. Судя по тому, что топливно-заправочные компании предъявляют серьезные претензии к "ВИМ-Авиа", у нее финансовых резервов и доступа к кредитным средствам — нет. Очевидно, что без заправки в базовом аэропорту компания долго летать не сможет.
Почему "ВИМ-Авиа" не смогла "нагулять жирок"? С одной стороны, цены на авиабилеты в этом году ниже, чем в 2016-м, из-за усиления конкуренции на российском рынке, а расходы — растут. С другой — авиакомпания резко увеличила провозные емкости, приобретя много широкофюзеляжных лайнеров.
Сейчас известно, что перевозчик подал заявку в правительство с просьбой предоставить финансовые гарантии. Если это будет сделано, компания сможет привлечь кредит на пополнение оборотных средств. Каково будет решение правительства, сейчас сказать едва ли возможно, но судя по тому, что Росавиация начала внеплановые проверки, высока вероятность того, что будут найдены нарушения сертификационных требований, которые приведут к отзыву свидетельства эксплуатанта.  
Если госгарантии будут даны, у собственника будет время, чтобы найти ресурсы, поддержать свою компанию рублем и выправить ситуацию. Если в гарантиях будет отказано, в ближайшее время начнется поиск авиакомпаний, которые будут вывозить клиентов "ВИМ-Авиа". В любом случае приоритетом для государственных органов является выполнение обязательств перед пассажирами.
Наименее защищены в таком случае поставщики авиакомпании и банки-кредиторы.
Если говорить о параллелях нынешней ситуации со случаем "Трансаэро", то нужно сказать, что "Трансаэро" была "слишком велика, чтобы рухнуть", тогда как масштабы "ВИМ-Авиа" незначительны, чтобы спасать ее всеми возможными способами. Круги по воде, которые пойдут в случае гибели "ВИМ-Авиа", не настолько велики, чтобы они перевернули чью-то лодку. С другой стороны, у "ВИМ-Авиа" значительное количество дальневосточных рейсов: Благовещенск, Анадырь, Певек, и уход перевозчика с этих маршрутов, где работает не так много компаний, значительно осложнит положение.
В любом случае решение должно быть найдено в ближайшее время.