Мотор страхования глохнет. Почему в Петербурге ОСАГО на грани дефолта

Страховой рынок подрастает на "человеческом факторе" — лучшую динамику показывают страхование жизни и медстрахование — и готовится к большому переделу.

По данным Банка России, в первом полугодии 2017 года страховые премии в Петербурге (без учета ОМС) достигли 42,3 млрд рублей, что на 7,3% превышает уровень сборов в первом полугодии 2016 года. Основными драйверами роста рынка стали страхование жизни (сборы страховщиков в этом сегменте выросли на 56%, с 4,6 млрд до 7,2 млрд рублей) и ДМС (+8,5%, с 6,7 млрд до 7,3 млрд рублей).
Продолжается отрицательная динамика в моторных видах: падение в сегменте автокаско составило 9,9%, с 11,9 млрд рублей до 10,7 млрд, в ОСАГО — 2,4%, с 7,2 млрд рублей до 7 млрд.
Уровень выплат снизился на 2,9% к аналогичному периоду прошлого года, составив 41,5% от сборов (17,5 млрд рублей).
Отметим, что в статистике Петербурга не отражается региональное перераспределение сборов: так, при расположении бизнеса в Ленинградской области (и некоторых других регионах) корпорации управляются из Петербурга, где и осуществляют страхование собственных рисков, отмечает Виталий Батов, директор петербургского филиала компании "АльфаСтрахование". Однако больший эффект на общую статистику оказывает фактор оттока сборов из региона: "Если еще 2 года назад филиалы крупных федеральных страховщиков на региональном уровне страховали все через себя — и ретейл, и крупный бизнес, и банкострахование, то в настоящее время основные страховки крупных питерских клиентов идут напрямую в Москву, минуя филиалы", — говорит генеральный директор петербургского страхового брокера "Русстар" Мария Сидорова.

Головная боль рынка

Участники рынка констатируют, что моторное страхование — непрекращающаяся головная боль страховщиков. "Несмотря на то что Петербург и Ленобласть не относятся к "токсичным" регионам, но даже тут ОСАГО на грани дефолта. Это вызвано как негативной правоприменительной практикой судебных решений, позволяющей мошенникам взимать даже с добросовестного страховщика по 2–3 стоимости реального ущерба, так и ростом реальных издержек на урегулирование убытков при сильно запаздывающем росте страховых тарифов", — говорит Мария Сидорова.
Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора компании "РЕСО–Гарантия", даже сетует на рост портфеля по ОСАГО: "Существенный рост наших сборов в ОСАГО, вызванный в первую очередь сокращением продаж этого продукта Росгосстрахом, нас совсем не радует".
"Страховщики продолжат бороться за выгодных безаварийных клиентов и пытаться как–то сегментировать данный бизнес, что достаточно проблемно из–за серьезного законодательного регулирования. Уверен, что тенденция передачи портфелей продолжится и количество игроков в сегменте ОСАГО будет сокращаться", — считает Евгений Макаренко, директор петербургского филиала компании "СМП Страхование".
Что касается каско, то, как говорит Ольга Захарченко, руководитель Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование", рост продаж новых автомобилей — сегмент с максимальным проникновением каско — пока не набрал темпов, способных компенсировать снижение объема рынка каско из–за старения автопарка. "Компании продолжают искать способы снизить убыточность в этом виде: отказываются от рисковых сегментов (городской транспорт, такси, прокат, торговые представители), пытаются разработать новые продукты, которые если и не сохранят, то хотя бы не слишком снизят сборы, — например, запуская каско с телематическими устройствами, с ограниченным перечнем рисков и т. д.", — продолжает Евгений Макаренко.

Исход компаний и агентов

"В ближайший год продолжит снижаться количество игроков на рынке и расти концентрация сборов у первой тридцатки. Страховой рынок будет сильно зависеть от действий ЦБ в отношении санируемых банков и выбора политики их дальнейшего существования, так как эти банки имеют близкие страховые компании, которые занимают существенную долю на рынке", — считает Евгений Макаренко.
"Большинство небольших страховщиков, сборы которых меньше 1 млрд рублей в год, скорее всего, уйдут с рынка, за исключением разве что кэптивных компаний. В новых условиях усиления регулятивной нагрузки и регулятивных новаций им просто не выжить. Будет ли этот уход цивилизованным в форме передачи портфелей или присоединения к более крупному страховщику или же они буду уходить по–английски, оставляя за собой только обязательства и закрытую дверь, — вопрос пока открытый", — говорит Мария Сидорова.
"Как в Петербурге и Ленобласти, так и в других регионах повторяется картина 2009 года, когда к нам в "РЕСО–Гарантия" приходили агенты группами, чуть ли не целыми офисами — из тех компаний, которые сокращали свое присутствие на страховом рынке. Сейчас мы снова принимаем агентов командами, открываем под них новые офисы продаж. Ожидаю, что за счет этого в 2017 году и в начале 2018 года мы сможем увеличить агентскую сеть компании в регионе более чем на 20% и примерно на столько же нарастить наши страховые сборы", — оптимистичен Дмитрий Большаков.
Хорошие результаты в личном страховании. Особенно активно рос рынок страхования недвижимости. Так, например, в Петербурге в первом полугодии сборы по страхованию частной недвижимости увеличились на 29%, до 1,15 млрд рублей. Очевидно, что рынок растет не только за счет ипотечного страхования, хотя его доля, конечно, высока и у некоторых компаний может составлять до половины портфеля. Радует, что есть спрос со стороны владельцев некредитных квартир и домов, которые оценили преимущества страхования, и тем более важно, что это произошло в сложных экономических условиях.
Александр Локтаев
Генеральный Директор Страхового Общества "Помощь"
Драйверами рынка будут продукты, связанные с ипотекой, и коробочные виды страхования ввиду их высокой маржинальности, технологичности и отсутствия серьезных требований к квалификации продавцов. Также в розничном сегменте будет развиваться страхование жизни, от несчастных случаев и ДМС. Но если развитие первого и второго будет связано зачастую с кредитованием, то ДМС будет двигать усиление страховой культуры населения и рост стоимости медицинских услуг. Страховщики будут разрабатывать новые продукты и каналы продаж, так как все понимают, что падать по ставкам уже некуда.
Евгений Макаренко
Директор Петербургского Филиала Компании "Смп Страхование"