Повышение тарифов ЖКХ — путь в никуда

Определение тарифов для различных регионов нашей страны — очень сложный и неоднозначный процесс. Необходимо понимать, что ключевой вопрос здесь заключается в определении того, что необходимо ставить в основу таких финансовых подсчетов.

Председатель комитета по энергосбережению и ЖКХ петербургского отделения «Деловой России» Даниил Талюкин:
Самый очевидный вариант, который приходит на ум первым, — идти от расчета себестоимости предоставленной услуги и генерировать основную составляющую тарифа именно из соображений затрачиваемых ресурсов на ее предоставление. В таком случае необходимо установить некий уровень инфляции и возможного ежегодного увеличения данной расчетной «ставки», постоянно ее корректируя и отслеживая динамику ее изменения.
Однако с этим вариантом решения тесно связан социальный вопрос: во всех ли регионах России допустимая динамика роста расчетной «ставки» будет обеспечена приростом финансового благополучия жителей?
Ни для кого не секрет, что для определенных слоев населения нашей страны оплата коммунальных услуг составляет наиболее весомую часть ежемесячных расходов. Повышение стоимости коммунальных услуг в таких регионах неизбежно привет к снижению собираемости платы за них.
В свою очередь, снижение собираемости ведет к недополучению ресурсоснабжающими организациями планируемых денежных средств — выходу из годового бюджета. При самом неблагоприятном развитии ситуации их деятельность становится убыточной, долги за ресурсы растут, что в конечном итоге может привести к банкротству. Это вынуждает ресурсоснабжающие организации увеличивать тарифы. Очевидно, что решение данных проблем найти не просто.
На сегодняшний день наиболее продвинутые и современные предприятия делают ставку на экономию. И это действительно правильный выбор. К сожалению, в настоящее время наша коммунальная инфраструктура настолько неэффективна, что оставляет большой потенциал для сокращения издержек и экономии ресурсов. Одним регионам нашей страны удается найти продвинутых и рисковых инвесторов, готовых инвестировать в энергосервисные контракты. Другим регионам, которые подобных инвестиций найти не смогли, приходится повышать энергоэффективность за счет увеличения тарифов.
К слову об энергосервисных контрактах: это наиболее эффективный метод оптимизации энергозатрат, так как в выигрыше находятся все участники. Заказчик получает желаемую экономию, инвестор — возвращает вложенное с дивидендами, жители — получают качественные услуги при минимальном росте тарифа. Однако для реалий нашего бизнеса такие инвестиции в основном характеризуются наивысшей степенью риска, и далеко не все финансовые институты готовы доверять этому продвинутому каналу привлечения денежных масс с целью их прироста. Для развития энергосервисных программ в сфере энергосбережения и эффективного использования топливных ресурсов необходимо пристальное внимание государства к данному вопросу и сокращение рисков для инвесторов. Это один из наиболее эффективных способов развития отрасли.
В тех регионах, где инвесторов не нашли, но при этом также взяли правильный вектор на оптимизацию коммунальной инфраструктуры с целью экономии, факт завышенного тарифа должен иметь ограниченный период во времени. По сути, это те же инвестиции, выступающие в роли накопления: при правильном использовании дополнительного денежного потока уровень тарифной сетки в регионе должен вернуться в прежний режим сразу после окончания инвестпрограммы и проведения комплекса мероприятий по повышению энергоэффективности. В данной ситуации рост тарифа необходим, но он имеет временный характер — после реновации системы коммунального обеспечения тариф переходит в режим «экономии», и финансовая нагрузка на население сокращается.
Таким образом, можно сделать вывод, что планомерное увеличение тарифа (тем более вне принятого коридора) не имеет никакого перспективного развития, кроме продолжения его роста. В действительности реальные условия положения дел в данном секторе — коммунальном хозяйстве — показывают на необходимость оптимизации инфраструктуры и наибольшего внимания к экономии топливно-энергетических ресурсов. Это единственный способ не просто решения проблем со сверхнормативным ростом тарифа в долгосрочном режиме, но также и улучшения услуг коммунального сектора, получаемых населением.