Пока огонь горит

На эмоциональное выгорание сотрудника влияет множество внешних факторов как на работе, так и в личной жизни: стресс, недовольство клиентов, обстановка в семье, плохое самочувствие. Однако самое большое влияние, предупреждают бизнес–тренеры, оказывает неправильное поведение начальства.

"Самое худшее поведение руководителя, — говорит Кристина Сорокина, директор по персоналу корпорации "КРЕПС", — это постоянный негатив и прессинг людей при отсутствии положительного подкрепления. В таких ситуациях профессионально выгорать будут даже самые преданные компании сотрудники. Они смогут продержаться максимум 2 года".
На втором месте — неправильная организация работы в компании. Психика человека способна обработать только ограниченное количество собеседников в течение дня, напоминают психологи. "Поэтому ускорить выгорание могут такие факторы, как чрезмерное количество коммуникаций за день и множество параллельных указаний одинаковой важности от нескольких начальников", — говорит соучредитель международной сети Culinaryon Александр Бланк.

Вредный совет

"Если вы хотите, чтобы сотрудник профессионально выгорел, вот готовый рецепт: заставляйте его перерабатывать, — рассказывает Вера Стародубцева, глава АССА (Association of Chartered Certified Accountants) в России. — Нагрузите его объемом работы, в полтора раза превышающим тот, что он может выполнить. Регулярно следите за тем, чтобы работы было больше. Добавьте микроменеджмента, регулярно высказывайте свое недовольство. Приправьте все это бумажной рутиной, добавьте в команду сотрудников, не подходящих друг другу по психотипу, и подождите 3–6 месяцев".
К сожалению, это довольно распространенная стратегия управления людьми, особенно часто встречающаяся у начинающих руководителей. Получается, что в погоне за эффективностью работы подчиненных руководители сами ускоряют профессиональное выгорание сотрудников.
"Еще один сценарий в поведении начальства, который выступает катализатором эмоционального опустошения сотрудника, — ненамеренное (в силу занятости) или намеренное дистанцирование от подчиненных", — предупреждает Ирина Меньщикова, руководитель отдела персонала "Лиман–трейд".

Пол и потолок

"Одно из исследований Gallup International показало, что в 70% случаев стратегия руководителя является причиной увольнения из компании, — говорит Екатерина Тихвинская, директор по персоналу и общим вопросам компании "Упонор Рус". — Внешняя среда может только немного улучшить или ухудшить общую ситуацию". Одна из ключевых обязанностей руководителя — управлять мотивацией сотрудника, создавать возможности для его роста. Завышенные, равно как и заниженные требования начальства провоцируют у сотрудника чувство неудовлетворенности собой, депрессию и профессиональное выгорание.
По словам Анны Барановой, руководителя службы по работе с персоналом СКБ "Контур", самым сильным фактором, ведущим к выгоранию, является отсутствие возможности переключаться между задачами и участвовать в новых проектах, полезных для развития в профессии.
Одна из самых распространенных причин выгорания, подтверждает Маргарита Кашуба, директор по маркетингу компании Englishdom, — это "стеклянный потолок": сотрудник понимает, что достиг предела своего роста в финансовом и социально–профессиональном смысле.
"Вначале такая стабильность просто расслабляет, потом специалист начинает скучать и в итоге теряет интерес к профессии в целом, — замечает эксперт. — Рецепт для руководителя прост: не можете двигать его по вертикали — двигайте по горизонтали".
Если руководитель не поддерживает стремление подчиненных к профессиональному росту и обучению, команда теряет интерес к успехам компании, предупреждает Инна Алексеева, генеральный директор компании PR Partner.

Профилактика

Эксперты напоминают: лечить эмоционально выгоревшего сотрудника дороже — проще не дать ему выгореть.
"Один из неправильных сценариев в поведении руководителя — давать сотруднику слишком большое количество рутинных задач, которые он уже перерос и которые ему неинтересны", — уточняет Марина Малашенко, HR–директор компании OneTwoTrip.
Чтобы предугадать возможность эмоционального выгорания, в СКБ "Контур", например, руководство проводит опросы вовлеченности и удовлетворенности сотрудников. Если удается выявить проблему отсутствия у сотрудников интересных задач, компания предлагает альтернативную работу в других подразделениях.
В "САН ИнБев" каждый год проводятся сессии по оценке эффективности, где обсуждаются возможные кросс–функциональные перемещения сотрудников, возможности для получения нового опыта и развития сильных сторон у подчиненных.
"Это нужно, чтобы минимизировать вероятность профессионального выгорания наших сотрудников, — объясняет Ольга Антонова, директор по персоналу функции продаж и поддержки "САН ИнБев" Восточная Европа". — У нас, например, нередка практика перехода из продаж в HR, из HR в отдел логистики и так далее".
Но в первую очередь, подчеркивает Ольга Антонова, профилактика профессионального выгорания сотрудников состоит в выстраивании прозрачных бизнес–процессов и настройке коммуникаций внутри компании.
Руководители, которые успешно ограждают подчиненных от эмоционального выгорания, не делают ничего необычного, отмечают эксперты. "Они организует профессиональные тренинги и корпоративы, относятся к людям по–человечески, разделяют время труда и отдыха, предоставляют отпуска, поощряют полезные инициативы и действия, — объясняет Кристина Сорокина. — То есть создают комфортную деловую обстановку".