Кофе станет погорячее

Крупнейший игрок рынка кофеен в Петербурге сеть "Шоколадница" готовит бизнес к глобальному обновлению. Для начала она в 2 раза сократила сеть "Кофе Хауз", купленную в 2014 году.

Сеть "Кофе Хауз" за последний год закрыла почти половину своих заведений в городе. Так, если в сентябре прошлого года в Петербурге работало 50 кофеен, то теперь "Кофе Хауз" насчитывает уже 30 точек (на пике развития в 2014 году в сети было 63 точки). Из 12 флагманских кофеен, работавших на главных торговых улицах в начале 2016 года, половина уже не функционирует. Как пояснили представители ГК "Шоколадница" (столичная сеть объединилась с "Кофе Хауз" в 2014 году), кофейни стоят на пороге серьезного обновления — поменяется формат и "Шоколадницы", и "Кофе Хауз".

На пороге перемен

За 2017–2018 годы все кофейни "Кофе Хауз" будут подвергнуты преобразованию, сообщили в "Шоколаднице". "При этом мы закрываем только нерентабельные точки, остальные будут преобразованы либо в "Шоколадницы" нового формата, либо в обновленный "Кофе Хауз", который будет ближе к стритфуду", — рассказала "ДП" руководитель петербургского подразделения концепций "Шоколадница" и "Кофе Хауз" Оксана Стойка. "Кофе Хауз" сменит концепцию на кофейный фастфуд — качественный и при этом дешевый кофе и закуски к нему в формате to go.
Сейчас в Петербурге работает 22 "Шоколадницы", две из них открыты по франшизе. После того как в 2014 году "Шоколадница" объединилась с "Кофе Хауз", все ожидали, что она откроется вместо него во всех точках, но этого не случилось, констатирует руководитель проектов торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко. На тот момент рынок кофеен в Петербурге был не так насыщен, поэтому сделка позволила "Шоколаднице" стать монополистом и укрепить свои позиции. Впоследствии точки стали оптимизировать — из двух, расположенных поблизости, оставляли только "Шоколадницу", потом стали закрывать кофейни в неудачных локациях, добавляет эксперт.

Пионеры устарели

"Кофе Хауз" в свое время был одним из пионеров кофейного рынка Петербурга. Но теперь его концепция выглядит устаревшей, сеть потерялась на фоне новых игроков, полагают эксперты.
"Рынок кофеен в Петербурге сегодня крайне высококонкурентен, поэтому кофейни с интересными концепциями вытесняют старожилов рынка", — констатирует Анна Лапченко.
"Кофе Хауз" больше не подпадает под определение кофейни в современном понимании этого слова — это просто кафе, — убеждена мастер–франчайзи сети кофеен "ДаблБи" в Петербурге Наталья Ланцевич, — потребитель не понимает, зачем ему идти туда, если выпить кофе можно в более приятном месте, а пообедать в бистро или столовой, рынок предоставляет много возможностей".

Хипстеры и снобы

В январе–апреле 2017 года посещаемость кофеен в России упала на 5% (данные компании NPD). Но у разных форматов показатели отличаются. Так, посещаемость кофеен с моноконцепцией (основа меню — кофе, в меню присутствует только готовая еда типа сэндвичей), например Starbucks, Costa Coffee, "ДаблБи", с начала года выросла на 23%. Они оттянули посетителей у кофеен полного цикла (заказ через официанта, меню включает горячие блюда) типа "Шоколадницы", "Кофе Хауз" и других — трафик таких заведений с начала года упал на 11%.
Наиболее сильные позиции занимают сети Coffeshop Company, Starbucks, "ДаблБи", "Чайникофф", Newman Coffee, CoffeeLike. В город пришла израильская сеть Cofix. А вот старейший игрок "Идеальная чашка" окончательно покинул рынок. "Активно открываются маленькие кофейни no name. Одни точки делают ставки на редкие сорта кофе, особые способы заваривания, другие — на вкусные завтраки и ланчи. Дешевые "хипстерские" заведения соседствуют с миниатюрными кофейнями (до 100 м2), где при этом предлагают дорогой кофе", — отмечает вице–президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН Екатерина Лапина.
Кофейни занимают около 4% российского рынка общепита, по данным NPD.