Сам себе лифт. Рецензия на книгу "Следующий уровень"

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

 

Не будем скромничать: вы достигли многого. Особенно если сравнивать с теми, кто ходил с вами в одну школу или шагал рядом на плацу. Кто–то сидит, кто–то погиб, кто–то спился. У кого–то однушка, алименты и плохая работа. У вас есть реальные деньги и настоящее дело, которое их приносит. Так лектор бизнес–школы "Сколково" Александр Кравцов начинает свою книгу "Следующий уровень", вышедшую в издательстве "Манн, Иванов и Фербер".
Вот уже 20 лет он помогает предпринимателям и топ–менеджерам из крупного бизнеса работать над собой. "Раз за разом передо мной оказывается человек, который застрял, достиг своего потолка и не знает, как ему перейти на новый уровень. Та же квартира в элитном районе, та же "бэха", новая депрессия и, может быть, жена, — рассказывает он. — Я помогаю крутым ребятам стать еще более крутыми". В основе его методики очень простая мысль: настоящие сложности начинаются тогда, когда знания, удача, упорный труд, сверхусилия, смелость и опыт перестают работать. Дальше решать задачи, получать искомое и расти можно благодаря другим людям. Проще говоря, вначале человек добивается всего благодаря своим личным качествам. Потом — благодаря тем связям, что он успел построить. "До 20 люди реализуются благодаря личным качествам, до 30 — с помощью своих компетенций, потом критическое значение обретают связи", — говорит он. Беда в том, что связи многие строят бездумно, а построив их даже сознательно, не умеют использовать. Так что Кравцов рассказывает, как сделать правильный аудит своей записной книжки, и буквально вдалбливает читателю мысль: ты — твой собственный социальный лифт. Может, пора уже настроить его работу?
Автор учит: доверие — это валюта. А потом объясняет, как лучше всего обналичить свой социальный капитал. Рассказывает, что такое дистрофия нетворка и как это исправить, как лечить сколиоз целеполагания и что нужно делать, чтобы ваш нетворкинг не делал вас лицемерным лизоблюдом, как строить связи интровертам, почему нельзя выходить на новый уровень за счет контактов с теми, кто неприятен, как вести себя, чтобы стать информационным брокером, почему теория шести рукопожатий не работает, как сближаться с людьми и кого помещать в ближайший круг и, главное, как формировать два других: круг последователей и круг соратников и наставников.
Приятно, что автор сам в пух и прах разносит каждое свое утверждение. Прикидывается читателем и спорит сам с собой: а как же Бобби Фишер, который плевать хотел на связи и стал чемпионом мира по шахматам в 29? Повинуясь его мысли, поддакиваешь: вот именно, а как же?
Автор хитрец, разбивая очередное свое высказывание примерами из жизни известных людей, он находит другие из этих же жизней. Те, которые, наоборот, помогают полностью доказать каждую его мысль. Этот диалог очень интересно читать: во–первых, биографии знаменитостей и их путь наверх становятся чуть понятнее и яснее. Во–вторых, поверив в свою безопасность, внутренний скептик читателя засыпает. Как только это происходит, автоматически включается желание применить методику Кравцова на себе.
Полезных советов и примеров из практики тут куча. Но все знания о пути наверх, которыми так щедро делится автор, не сработают, если не оптимизировать тыл. Судя по всему, большинство его клиентов вынуждены сначала решать проблемы с личной жизнью, а потом идти наверх. "Вполне осознаю, что роль свахи противоречит имиджу ментора, — признается Кравцов. — Но мне важнее результат: если человек хочет свернуть горы, но каждый вечер вынужден искать себе новую пару, вряд ли у него выйдет что–то путное". Читателя с крепким тылом и любящей семьей тоже ждет огромное разочарование — глава, которая носит название "Зачем вам нужен я, когда у вас есть эта книга?". Вдруг выясняется, что прочитать 250 страниц недостаточно. "Неприятная правда в том, что взять из книги идеи и применить их к своей жизни нечеловечески трудно, — напоминает Кравцов. — Как и переплыть тихий океан сладкий иллюзий на утлом суденышке собственной воли без капитана. Поэтому давайте наконец познакомимся". Значит, это просто визитка в твердой обложке? Жаль.