О "бандитах" и атаманах

Так получилось, что меня иногда воспринимают как тотального консерватора и мракобеса, что правда лишь отчасти. К примеру, я могу назвать книжки, которые меня перевернули в детстве, – и они дадут чуть иную картину.

Захар Прилепин , литератор:
Сначала были два романа (в ужасных, растрепанных, прошитых тканью, по-моему отрезанной от старых занавесок, обложках и пахнущих сотней чудесных затхлых запахов – сундуком каким-то древним), эти романы назывались «Степан Разин» и «Салават Юлаев». Написал их один человек – Степан Злобин. Он в Башкирии в ссылке был как бывший эсер и заинтересовался Юлаевым – был такой сподвижник у Емельки Пугачева. А потом я как помешанный, в полном восторге и замирании читал все остальные романы про Разина (Шукшина, Чапыгина и т. д. – их штук пять), про Булавина (штуки три есть) и трехтомного «Пугачева» – Вячеслава Шишкова.
Короче говоря, воспитан я на бунтарях, и посему «Храброе сердце» с Гибсоном меня хоть и трогало, но внутренне я знал: у нас ребята были не менее задорные и крутые.
И когда мне рассказывают про врожденное рабство русского народа, я сразу вспоминаю, сколько у нас народных песен написано про Степана Разина – он в этом смысле главный национальный герой. Больший, чем любой император, увы.
Кстати, да, забавно: как советский подросток, я даже не подозревал, что Салават Юлаев не совсем русский. У меня вот фамилия – Прилепин, у него – Юлаев: примерно так я думал. Из романа Злобина было понятно, что он в Башкирии родился, но я никакого значения этому не придавал.
Потом, чуть позже, я еще раздобыл документальную книжку «Наш Салават» с его следственным делом и его стихами. Она до сих пор у меня на полке стоит. У Юлаева было несколько отличных стихов, между прочим.
Сейчас мне начнут рассказывать, что это все бандиты, а мир должен развиваться эволюционно. А мне плевать. Мне очень нравились эти бандиты. Они покорили мое детское сердце.
Я сейчас вот тоже имею дело с другими, как вы это называете, бандитами, и они меня более чем устраивают. Это все из детства, видимо.
В Арсене-Мотороле что-то такое было – от Салавата Юлаева и разинских атаманов одновременно.
Я сейчас в Уфе и отсюда прямо к ним в логово и возвращаюсь.
На Донбассе, кстати, я встречал среди ополченцев нескольких ребят из Башкирии. Отличных ребят.