Кого назначат виноватыми в Мьянме  

Границу с Бангладеш пересекли уже около 123,6 тыс. мусульманских беженцев из охваченной волнениями Мьянмы. Цифра растет в геометрической прогрессии с 25 августа, когда власти Мьянмы начали гонения на представителей народа рохинджа, сообщает "Росбалт".

Дмитрий Леви, доцент факультета международных отношений СПбГУ:
Мир уже давно сошел с ума. А в последние годы мы можем наблюдать, как общество в самых разных уголках мира начало играть на понижение. То, что вчера считалось недостойным, нехорошим, как минимум скрывалось. Сегодня же хамство, безграмотность, мракобесие поднялись из глубин компостной ямы и выносятся на знамена. Обайфоненные люди с мышлением XII века — это страшная тенденция не только в России, но и в некоторых других регионах мира.  
Бирма, она же Мьянма, конечно, не совсем из этой истории. Обострение ситуации, возникшее в конце августа 2017 года, связано с нарастанием напряженности по линиям националистической неприязни, религиозной неприязни и экономической нищеты. Эта несвятая троица — залог больших неприятностей всегда и везде. В Мьянме произошло то, что периодически возникает с небольшими отличиями в разных регионах. Единственный вопрос, на который не могут ответить мидовцы и политологи — почему именно сейчас, но с точки зрения большой истории это и не очень важно.
1. Большая часть населения, относящаяся к народностям, которые не очень нравятся другим кланам и народностям. Совсем не уникальная ситуация.
2. Нищета и, как следствие, обилие "повстанцев" и прочих бандформирований, которые периодически ищут способы идеологизировать свое существование. Хватаются за религиозные сюжеты, вечные, как история противопоставления свой-чужой и поиски виноватых.
3. Политическая неопределенность, периодические потрясения в режиме государственной власти, к которым население в целом уже привыкло. Очередная смена элит привела буддистов к власти в государстве, где ислам обосновался достаточно прочно. Сегодня пишут, что ислам в Бирме основная религия, но при желании можно сказать, что и в Косово ислам тоже основная религия. Мягко скажем, негативное отношение политических буддистов к мусульманам завязано на развивающееся вытеснение стареющих ценностей.
4. Активная исламизация. Мировая тенденция популяризации ислама шагает по планете. Боюсь показаться резким, но ислам — как и любая сотворенная в смертных головах всеобъемлющая и бездоказательная концепция — является мировоззренческим ответом на экзистенциальный кризис. И, следовательно, как и любая другая религия, приживается лучше там, где хуже живет население, ибо дает надежду и утешение и обещает кару врагам и справедливость потом. В мире, где люди привыкли выживать, где от любых стихийных бедствий гибнут пачками, где уровень развития сознания близок самому традиционному, — новая религия распространяется как пожар и как протест против традиционной системы ценностей. Она выносится на знамена с пафосом и громкостью обличения даже там, где вроде бы вчера еще существовала тихо и мирно. И мы имеем то, что имеем: ислам и буддизм сталкиваются не в теологическом споре (им, строго говоря, в теологии делить нечего), а на уровне "они зашевелились —> они другие —> они плохие".
Что делать и как с этим жить?
Больше всего позабавил товарищ Кадыров, так активно и безапелляционно начавший спамить информационное пространство своей позицией. Остальной мир, из тех, кто пообразованнее и помудрее, пока отмалчивается, пытаясь, собственно, понять, что делать. Собственно, причины понятны, бороться с ними практически невозможно. Единственное, что можно делать, — тушить проявления и воздействовать на отдельные группировки, чтобы они своими действиями не портили новостные ленты. А чтобы это сделать, надо найти конкретных лидеров и понять конкретные причины конкретного обострения. На фоне Украины-Сирии-США-Кореи и прочего мир прозевал Мьянму и замер в недоумении. Интрига зависла в воздухе, возможно, через недельку она разрешится, и нам назовут игроков в этой истории и назначат виноватых.
Вот только виноватыми, скорее всего, будут назначены не религии и любовь к простым решениям, а нарисованные и отретушированные злодеи.