Как обновлялась сталь. Группа "Кировский завод" привлечет 5 млрд рублей на модернизацию ЗАО "Металлургический завод "Петросталь"

Автор фото: Валентина Свистунова
Автор фото: Валентина Свистунова

Группа "Кировский завод" Георгия Семененко планирует привлечь 5 млрд рублей на модернизацию своей ключевой "дочки" — ЗАО "Металлургический завод "Петросталь", чтобы избежать ликвидации предприятия, задолжавшего кредиторам более 4 млрд рублей.

Группа "Кировский завод" Георгия Семененко — основной кредитор своей переживающей банкротство "дочки" металлургического завода "Петросталь" — добилась продления процедуры финансового оздоровления на 2 месяца, до 24 октября. К этому сроку Кировский завод планирует завершить подготовку плана модернизации морально и физически устаревших производственных мощностей металлургического завода на 5 млрд рублей. Например, заменить наконец мартеновские печи XIX века на современное оборудование.

Печи царя помнят

В конце августа состоялось знаковое собрание кредиторов "Петростали". Предполагалось, что на нем они проголосуют за прекращение процедуры финансового оздоровления, запущенной летом 2015 года по настоянию главного кредитора — материнской компании ОАО "Кировский завод".
С начала банкротства, в октябре 2014 года Кировский завод аккумулировал 69% от общей суммы долговых требований к "Петростали", превышавших тогда 4,2 млрд рублей. В частности, в декабре 2014–го акционеры Кировского завода на общем собрании одобрили перевод долга дочерней сталелитейной компании "Петросталь" перед банком ВТБ на головную структуру. Также ОАО "Кировский завод" перевело на себя долги перед банком "Россия". Однако помимо Кировского завода в списке кредиторов осталось еще 68 компаний, которым "Петросталь" должна 1,3 млрд рублей.Буквально за несколько минут до начала собрания неожиданно для миноритарных кредиторов Кировский завод внес предложение продлить процедуру финансового оздоровления на 2 месяца. В итоге именно это предложение и было принято.
Директор по правовым вопросам Кировского завода Сергей Дерябин объяснил собравшимся, что 2 месяца необходимы, чтобы определиться с судьбой предприятия. "Мы наняли две аудиторские компании, которые проводят сейчас оценку предприятия. На основе их выводов мы примем решение о модернизации предприятия, о том, какую продукцию будет выпускать обновленный завод", — объяснял Сергей Дерябин.
Необходимость обновления производственных мощностей представитель проиллюстрировал ярким примером: на предприятии используется устаревшее оборудование — мартеновские печи XIX века. Кроме замены мартеновских печей предполагается внедрить технологию непрерывной разливки.
"Традиционная технология выплавки стали в мартеновских печах старая и очень дорогая по сравнению с технологией выплавки в электрических печах. Мартеновская печь требует большого количества угля, а он сильно подорожал в последнее время. Без модернизации "Петросталь" не сможет выжить в сложившихся экономических условиях. Впрочем, как она встроится в рынок после модернизации, тоже не очень понятно. Раньше завод выживал за счет мелких и средних заказов, за которые не брались крупные металлургические заводы. Значительную часть продукции экспортировали в Европу. А теперь европейский рынок закрыт для наших металлургов, и на внутреннем рынке очень сильная конкуренция", — объясняет начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский.

Ниже безубыточности

То, что план финансового оздоровления не увенчался успехом, Сергей Дерябин объяснил неблагоприятным стечением обстоятельств: ростом затрат на выплавку, удорожанием сырья и снижением цен на готовую продукцию. Никто из кредиторов, кроме налоговой инспекции, согласно заключению административного управляющего Михаила Мусиенко, не получил средств, хотя по плану финоздоровления рассчитаться с кредиторами предполагалось до конца мая 2017 года.
"План финансового оздоровления был изначально сомнительным. Он основывался на ничем не обоснованных прогнозах. И понятно, что когда такие прогнозы ложатся в основу плана финансового оздоровления, то ничего хорошего ждать не приходится. Мы так и не получили своих денег", — констатирует Геннадий Кремень, административный директор ООО "Уни–Блок". Тем не менее он, как и инвесторы, скупающие долги "Петростали", не теряет оптимизма и надеется, что долги будут погашены.
Некоторые кредиторы, отчаявшиеся дождаться выплат, продали долги "Петростали" посредникам за 10% от номинала. "Мы надеемся, что город поможет "Петростали" преодолеть кризис, так как это социально значимое предприятие. Все–таки на нем трудится около тысячи человек. И, наверное, губернатору не нужны народные волнения накануне президентских выборов", — полагает один из перекупщиков долгов, отметив при этом, что надежд остается все меньше. Так, за первое полугодие завод выплавил 50 тыс. т продукции, сообщили в пресс–службе Кировского завода, что составляет в среднем 8 тыс. т в месяц. А ранее сообщалось, что безубыточный уровень выплавки — 13–15 тыс. т. В результате убытки предприятия по итогам полугодия достигли 372 млн рублей.

Продай долги

На запрос "ДП" Кировский завод сообщил, что стоимость модернизации металлургического завода оценивается в 5 млрд рублей. Однако на предприятии не ответили на главный вопрос: откуда возьмутся деньги на переоснащение производства? А также не раскрыли консолидированный доход группы. "Весь Кировский завод заложен и перезаложен. Новых кредитов банки не дают, рефинансируют старые. Но если модернизация состоится — это будет прекрасно", — говорит источник, хорошо знакомый с ситуацией в группе "Кировский завод".
Опрошенные "ДП" банкиры, кредитующие Кировский завод и "Петросталь", воздержались от комментариев. Если же модернизация не состоится, то завод будет ликвидирован. Других вариантов нет. Окончательное решение будет приниматься в октябре, резюмировал свое выступление на собрании кредиторов Сергей Дерябин.
Миноритарные кредиторы опасаются, что им навяжут мировое соглашение, по которому они получат копейки. Но собеседник "ДП", близкий к "Петростали", считает, что кредиторам нужно смириться, так как дело все равно закончится ликвидацией: "Потому что никто не вложит 5 млрд рублей в Кировский завод.
За эти деньги, чтобы вы понимали, можно купить землю и возвести эллинг, который на Северной верфи хотят построить за 12 млрд рублей. Тут тоже надо все сносить и строить заново".
Модернизация завода — это очень хорошо. Но нам, кредиторам, важно понимать, что она будет не за наш счет. У предприятия нет 5 млрд собственных средств, ему придется их занимать. А для этого необходимо завершить банкротство и представить новым кредиторам чистый актив. А как будет решен вопрос с нами, с действующими кредиторами? Нам предложат мировое соглашение, по которому готовы будут погасить долги за 10–15% от номинала в течение полугода? Такой сценарий вполне вероятен. Тогда это получается, что модернизация за наш счет. Надо соблюсти баланс интересов. Пока я не понимаю, что кредиторы получат после модернизации.
Валерий Дрига
Индивидуальный Предприниматель
Мы никак не можем оценить перспективы модернизации "Петростали" и ее последствия для группы "Кировский завод". Финансовая информация, по которой можно объективно оценить финансовое положение группы и входящих в нее компаний, от нас систематически скрывается, несмотря на решения судов. Сводная отчетность группы не публикуется. Непонятно, как будет проходить модернизация. Откуда "Петросталь", находящаяся в банкротстве и наращивающая убытки, возьмет деньги? Этот вопрос непонятен еще больше. Так что мы никак не можем прокомментировать ситуацию.
Петр Фролов
представитель миноритарных акционеров
Думаю, что у "Петростали" прекрасные шансы выжить и начать бурно развиваться, если кто–нибудь из сильных металлургических заводов страны возьмет ее под свое крыло. В том, что завод сможет самостоятельно найти столь крупную сумму денег на модернизацию, можно усомниться. Найти такие средства без гарантий спроса на продукцию очень тяжело. Конечно, "Петросталь" — важное предприятие для города, но финансами мы их поддержать не сможем в таком объеме, гарантии по кредитам тоже не предоставим. Бюджет города сейчас дефицитный. Но мы можем поддержать их в переговорном процессе с банками.
Максим Мейксин
председатель комитета по промышленной политике и инновациям