Инвестиции в бездымное будущее

Алексей Миролюбов, управляющий по производству продуктов с потенциально пониженным риском ЗАО "Филип Моррис Ижора", рассказал в интервью "Деловому Петербургу" о реализации проекта с общим объемом инвестиций 2,5 млрд рублей, в результате которого на фабрике в Ленобласти будут выпускать инновационную продукцию, и о будущем без сигаретного дыма.

"Филип Моррис Интернэшнл" (ФМИ) — один из первых иностранных инвесторов, который пришел в Ленобласть еще в начале 2000–х. Какой путь пройден с тех пор?

— Официально фабрика "Филип Моррис Ижора" открылась в 2000 году, соответственно, строительство началось еще в конце 1990–х. С тех пор мы постоянно инвестировали в регион: было расширение фабрики, постоянно менялось оборудование, совершенствовались процессы. К данному моменту общие инвестиции в фабрику превысили $1,2 млрд, чему способствовала динамичная бизнес–среда в регионе.

В июне на Петербургском международном экономическом форуме с правительством Ленобласти было подписано соглашение о реализации инвестпроекта по созданию производства продукции с потенциально пониженным риском. Это новый этап для предприятия?

— Да. Мы подписали соглашение, по которому в 2017–2018 годах инвестируем около 2,5 млрд рублей в создание и модернизацию производственных мощностей, предназначенных для производства на территории Ленинградской области нагреваемых табачных стиков.
Сейчас наша компания стоит на пороге новой эры: мы начали процесс трансформации своего бизнеса в сторону будущего, свободного от сигаретного дыма. Компания инвестировала $3 млрд в фундаментальные исследования, разработку продуктов с потенциально пониженным риском, научное обоснование и понимание потребностей совершеннолетних курильщиков. И благодаря усилиям более 400 ученых, инженеров и других специалистов в области исследований и разработок мы создали инновационный продукт с потенциально пониженным риском, в котором отсутствует процесс горения и который продается сейчас под брендом IQOS в России и еще 26 странах мира.
Результаты исследований, проводимых компанией, уже показали, что в табачном паре IQOS уровни выделяемых вредных веществ в среднем на 90–95% ниже, чем в дыме обычной сигареты, используемой в исследовании. Мы верим в потенциал инновационной бездымной продукции и продолжаем активно инвестировать в создание площадок для ее производства. Проект в Ленобласти заключается в том, чтобы локализовать производство табачных стиков на территории России.
"ФМ Ижора" — не первая и не единственная фабрика, которая будет производить этот продукт. Фабрика около Болоньи (Италия) — первое крупное предприятие в глобальной структуре ФМИ, занимающееся производством табачных стиков для IQOS. Также в этом году мы объявили об инвестициях в переоборудование наших фабрик в Греции и Румынии, строительство высокотехнологичного производственного предприятия для выпуска нагреваемых табачных стиков в Германии, а также расширение производства стиков на фабрике в Италии. Это подтверждает серьезность намерений компании и нашу уверенность в инновационных продуктах.

Производство разместится на существующих площадях или на новых?

— "ФМ Ижора" — уникальная фабрика. Среди всех фабрик компании она является одной из самых крупных и инновационных с точки зрения используемых технологий и дизайна самой фабрики. Поэтому мы не планируем ее расширение, а говорим об использовании существующих площадей в рамках проекта. Мы уже начали каскадирование старого оборудования для размещения новых цехов, где будут выпускаться нагреваемые табачные стики. Второе направление — инвестиции в инженерную инфраструктуру для обеспечения необходимых параметров по климату. Но один из самых важных аспектов — инвестиции в лаборатории по контролю качества.
Говоря о производстве бездымной продукции, основанной на технологии нагревании табака, необходимо отдельно подчеркнуть важность качества, так как качество продукции и постоянный неизменный состав выделяемого аэрозоля являются залогом состоятельности наших научных исследований в отношении продукции, которая уже вышла на рынок.
Продукция, в частности табачные стики, произведенные на данном предприятии, будет выпускаться с сертификатом качества. Почему это важно? Мы говорим, что это продукт с потенциально пониженным риском, поэтому необходимо, чтобы в каждом стике содержание вредных веществ в аэрозоле не отличалось от того, что мы декларируем. Это накладывает определенные требования к контролю и требует больших инвестиций в лаборатории по проверке качества.

Нужна ли какая–то сертификация этого продукта на государственном уровне?

— В России уже вступил в силу ГОСТ на нагреваемый табак, который устанавливает характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Если говорить о регулировании категории инновационных никотинсодержащих продуктов с потенциально пониженным риском, таких как система нагревания табака IQOS, то, на наш взгляд, оно должно основываться на научно подтвержденных фактах и создавать условия для переключения совершеннолетних курильщиков на данные альтернативные продукты, при этом исключая доступ к ним несовершеннолетних и некурящих.

Потребуется ли переучивать персонал для нового производства?

— Стики содержат обработанный определенным образом табак. Для их производства будет использоваться совершенно другое оборудование, нежели для производства сигарет. Мы уже начали обучение персонала: сейчас многие наши специалисты находятся в учебном центре в Италии.
Помимо технического обучения при производстве очень важно соблюдать определенные требования, чтобы продукт получался таким, как мы его декларируем. Поэтому значительное время в обучении будет уделяться контролю качества.

Каково будет соотношение объемов производства обычных сигарет и хитстиков после реализации этого проекта?

— Первые нагреваемые табачные стики планируется выпустить летом 2018 года, сначала они будут составлять небольшую часть общего объема производства. В первую очередь мы нацелены на внутренний российский рынок, однако новый продукт обладает большим экспортным потенциалом, и, безусловно, мы будем рассматривать и возможности экспорта.

Не опасаетесь ли вы инвестировать столь значительные средства в российскую экономику в нестабильной экономической ситуации?

— "ФМ Ижора" — один из крупнейших налогоплательщиков в регионе. На протяжении многих лет наша фабрика входит в число ведущих работодателей области, обеспечивая занятостью более 1300 человек. Только в 2016 году сумма налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней, превысила 127 млрд рублей. А сумма налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней всех филиалов компании в России, в прошлом году составила более 168 млрд рублей.
Россия всегда была и остается одной из приоритетных стран для нашей компании. Мы уверены в экономическом потенциале страны и продолжаем инвестировать в ее экономику. Соглашение о реализации инвестиционного проекта свидетельствует о благоприятном инвестклимате региона как результате эффективной политики правительства Ленобласти.

А вообще кризис отразился на табачной отрасли?

— В целом наблюдается тенденция снижения объема потребления сигарет. Отчасти это связано с экономической ситуацией и уменьшением покупательной способности населения. Также немаловажную роль играет постоянное повышение акцизов — причем темпами, опережающими рост инфляции. Также в последнее время в России наметилось увеличение объема нелегальной продукции. Это является следствием роста цен на легальные сигареты из–за значительного повышения акцизных ставок, а также отсутствия гармонизации ставок акциза в странах — членах Таможенного союза ЕврАзЭС и падения реальных доходов населения.

IQOS появился в продаже в мире уже почти 3 года назад, можно ли оценить вашу долю на рынке?

— Наиболее показательна ситуация в Японии, где доля рынка этой продукции достигла 12,7% среди всего табачного рынка, а в Токио — 14,8%. В России наш продукт появился позже, чем в Японии, и сейчас присутствует в продаже в семи городах страны. Уровень переключения потребителей довольно высок: из тех курильщиков, кто приобрел IQOS в Москве и Петербурге, более 70% полностью или преимущественно переключились на него с сигарет. На данном этапе особенно важно проинформировать как можно больше курильщиков о наличии такого альтернативного продукта.

Рекламировать его нельзя, как и обычные сигареты?

— На данный момент для этой продуктовой категории не разработано правовое регулирование, то есть реклама системы нагревания табака IQOS (как устройства) не запрещена. Но учитывая то, что стики для IQOS — это табакосодержащий продукт, компания самостоятельно ограничивает себя в рекламной и маркетинговой деятельности. Также необходимо отметить, что мы не продаем продукт несовершеннолетним и некурящим.
Учитывая специфику продукта, нам важно правильно доносить информацию о нем до совершеннолетних курильщиков. В бутиках IQOS потребитель получает уникальный персональный опыт первого знакомства с продуктом, а мы имеем возможность установить с потребителем личный контакт. Также мы меняем ритуал, стремясь предоставить сервис совершенно нового уровня. Мы регистрируем каждого покупателя в нашей системе, проверяем его возраст, чтобы убедиться в совершеннолетии. Мы создаем "сервис 360": человек может прийти к нам в магазин, познакомиться с продуктом, попробовать его и приобрести, оформить подписку на доставку стиков. У нас также работает клиентская служба, готовая ответить на вопросы потребителя. Раньше ничего подобного не было.

Ведутся ли аналогичные разработки другими компаниями? Ожидаете ли вы появления конкурентов?

— Конкуренты будут появляться, безусловно, причем мы уверены, что даже те компании, которые не являются табачными, могут заниматься разработкой инновационных продуктов и выводить их на рынок. Мы это приветствуем, так как, во–первых, конкуренция всех мобилизует. Во–вторых, появление таких продуктов повысит осведомленность потребителя, он сможет сделать выбор в пользу инновационных продуктов и отказаться от курения сигарет.
Сейчас стоимость пачки нагреваемых табачных стиков соответствует стоимости пачки сигарет в премиальном сегменте. По мере роста спроса мы планируем диверсифицировать продукт, предложив его и в других ценовых сегментах, но сохранив при этом его характеристики.

Возможен ли полный переход на бездымные технологии в будущем?

— Наша компания заявила на глобальном уровне о том, что мы планируем прекратить производство сигарет.
На данном этапе существенные инвестиции идут на переоснащение наших производственных предприятий и строительство новых — для производства инновационной продукции.
Мы убеждены, что в будущем бездымные продукты, которые являются менее вредной альтернативой курению, заменят собой сигареты. Именно сейчас закладываются основы будущего всей табачной индустрии. И я рад быть частью этого процесса.

Биография

Алексей" Миролюбов

> Начал работу в ЗАО "Филип Моррис Ижора" в 1999 г. в качестве подсобного рабочего.
> С 2009 по 2012 г. возглавлял инженерный отдел на фабрике "Филип Моррис Интернэшнл" в Австралии, после чего вернулся в Петербург как главный инженер ЗАО "Филип Моррис Ижора".
> 1 июня 2017 г. назначен управляющим по производству продуктов с потенциально пониженным риском.


Справка

"Филип" Моррис Интернэшнл"

> В 2016 г. занимала 27,9% мирового рынка сигарет (без учета КНР и США).
> В России ФМИ представлена тремя аффилированными компаниями: фабриками ЗАО "Филип Моррис Ижора" в Ленинградской области и ОАО "Филип Моррис Кубань" в Краснодаре, а также ООО "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" с филиалами примерно в 100 городах.