15:1626 августа 201715:16
437просмотров
15:1626 августа 2017
Один большой ученый, небедный человек и феерически неуспешный коммерсант, любит повторять, что доверять книгам про секрет успеха ни в коем случае не стоит, поскольку, если бы и вправду удалось добыть гарантированный рецепт благополучия, его бы издали тиражом один экземпляр, спрятали в сейф, возможно, даже вместе с автором — потому что зачем делиться подобным ценным знанием с конкурентами? Но тщеславие, как говорил персонаж фильма "Адвокат дьявола", — мой любимый порок, человек существо иррациональное, и совершенно неудивительно, что люди, кой–чего добившиеся, все же не отказывают себе в удовольствии поведать городу и миру, как и почему это у них получилось.
Елена Николаева, делавшая на телеканалах "Россия" и "РБК" сюжеты на темы бизнеса, собрала истории своих героев в книгу "Делай сегодня. Опыт 64 успешных российских стартапов". Люди и бизнесы разные: производственники, айтишники, рестораторы, виноделы, транспортники, продавцы как "креативного" барахла, так и электронных молитвенных ковриков для мусульман и пр. Общего у людей немного — разве что "энергия заблуждения", уверенность в том, что рано или поздно получится. Как говорил Евгений Чичваркин, если в 99 случаях из 100 тебя посылают подальше — это нормально, отчаиваться не надо. Или, как любит повторять другой креатор Ричард Брэнсон: "К черту всё, берись и делай".
В книге много любопытных кейсов, которые точно могут кого–то чему–то научить, но ценность книги скорее не информационная, а мотивационная. Мол, давай чувак, не дрейфь. Вон сколько незанятых ниш, оказывается. И даже если с ходу не вышло, это не повод закрыть проект. Пока есть попытка, ты не проиграл.
Автор, при всем своем искреннем интересе и симпатии к героям, нимало им не льстит и, если считает, что успех, скажем, основательницы хедхантингового агентства Pruffy Алены Владимирской заключается в склонности к оголтелому самопиару, так об этом и говорит.
Не знаю, следствие ли это, что перед нами переделанные телесюжеты, или такова особенность авторского стиля, но книга отличается многословием самой разной природы, не помешало бы ее как следует "продуть", повыкидывав лишнее, иначе получается, что мы платим не только за действительно ценное и любопытное, но и за то, что в разделе "Примечания" нам разъясняют, что такое франшиза и маржа (понятия, видимо, совершенно неизвестные целевой аудитории), а также кто такой Сергей Васильевич Рахманинов. Как говорится, спасибо, теперь будем знать.
Скажем, нижеследующая притча, изложенная в книге, в оригинале вдвое длиннее. Оказывается, вполне можно ее сократить без всякого ущерба для смысла.
"Некий человек стал предпринимателем. По уши залез в долги. Сидел он со своим отчаянием в парке… Неожиданно к нему подошел старик. "Думаю, я смогу помочь вам!" — сказал он, выслушав бизнесмена. Достал из внутреннего кармана чековую книжку и отдал листок предпринимателю: "Эти деньги вам помогут… Встретимся ровно через год на этом месте в это же время, и вы вернете мне деньги". Предприниматель опустил глаза на выписанный чек: $1 млн и подпись "Джон Рокфеллер". Но вместо того, чтобы обналичить чек и рассчитаться с долгами, предприниматель положил его в сейф. Мысль о наличии этого чека давала ему силы и смелость. Он рассчитался с долгами, вывел предприятие на новый уровень и стал зарабатывать большие деньги. Ровно через год, с чеком, который так и не попытался обналичить, он вернулся в тот самый парк. Старик уже ждал его. О, как благодарил его спасенный! "Я надеюсь, он не побеспокоил вас? — подбежала к собеседникам медсестра. — Ведь он немного не в себе. Постоянно убегает из больницы и рассказывает всем, что он Рокфеллер".
Уверенность порой важнее денег, выводит мораль автор. А что, тоже бизнес–стратегия, не хуже тех 64, что изложены в книге.