Дума о Ленине: почему американцы развернули борьбу с памятниками

Автор фото: Globallookpress
Автор фото: Globallookpress

Американцы внезапно решили разобраться со своими памятниками времен Гражданской войны — и попутно добрались до Ленина. Кажется, мы наконец-то подали им пример.

Скандал вокруг намеченного к сносу памятника генералу Роберту Ли в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, привел к целой кампании по сносу памятников. На все монументы, посвященные конфедератам, наличных сил правых консерваторов, очевидно, не хватает — и за последние дни их демонтировали во Флориде, Калифорнии, Северной Каролине, Мэриленде и в Нью-Йорке. Предложения о сносе сделаны и обсуждаются в десятке других штатов — Кентукки, Теннесси и других, включая Техас, считающийся цитаделью поклонников "духа Старого Юга".
На другом конце США мэр города Сиэтл Эдвард Мюррей тоже решил принять участие в кампании. И обнаружил, что в его городе стоит памятник Владимиру Ленину. Который мэр и предложил убрать заодно с мемориалом конфедератам.
Судьба этого памятника довольно примечательна. Происхождение он имеет чехословацкое — во времена бархатной революции, когда монумент демонтировали,  один американец по имени Льюис Карпентер, преподававший в Чехии английский, нашел его на свалке, купил у властей города Попрада и перевез в США, чтобы установить у словацкого ресторана. Карпентер погиб, а местные жители в Вашингтоне решили, что Ленин им не годится; родственники собрались продать памятник на переплавку в Сиэтл, но владелец литейного завода счел, что интереснее будет его где-нибудь поставить, пока не найдется покупатель.
Покупатель так и не нашелся, зато статуя стала местной достопримечательностью. Ленина регулярно украшали к праздникам гирляндами, а во время гей-парадов переодевали в женское платье (что интересно рифмуется с известной легендой советских времен о Керенском, якобы бежавшим из Петрограда переодевшимся женщиной).
Не то чтобы местные жители и туристы вообще не знали, кто такой Ленин. Недовольные находились, иногда статуе даже руки в красный цвет — цвет крови — красили. Но памятник Ленину в Сиэтле очевидно имел совершенно иное значение, чем памятники ему же в России или Украине, где их как раз только что закончили сносить. Сувенир из mother-Russia, трофей холодной войны, наконец, просто прикольный арт-объект — но ни уважительному, ни угрожающему подтексту здесь неоткуда было взяться. Статую не воздвигли ни местные коммунисты в знак признания, ни солдаты чужой страны в назидание, ее просто купили, и это, строго говоря, даже не памятник.
В общем и целом такая ситуация долгое время всех устраивала. До тех пор пока американское общество не решило разобраться с тем, что оно теперь приемлет, а что — категорически нет. И здесь нет места юмору и иронии.
Американцы сносят памятники не на волне эмоций в разгар революции, как в России, а во вполне мирное время. Реагируя на Дональда Трампа, они как будто решили пересобрать нацию на новых принципах и не хотят больше видеть вокруг себя никаких, даже малейших напоминаний о чем-то, противоречащем общепринятой сегодня в обществе системе взглядов. Сбросить, так сказать, балласт с парохода современности без всяких референдумов.
Борьба с памятниками удивила многих "западников" в России. Многочисленные мемориалы  ветеранам Гражданской войны в США со стороны Конфедерации как бы являли не только нам, но и всему миру образец толерантности. Вот, мол, у людей и те стоят, и эти, а захотят — и Ленина поставят, не рефлексируя, и ничего страшного, как видите, не происходит, проигравших не унижают, а уважают.
Это с одной стороны, а с другой — когда российская официальная пропаганда начала внедрять такой же вариант "исторического примирения", она натолкнулась на ожесточенное сопротивление и справа, и слева. Получается, что мы наконец подали американцам пример, а американцы — пример для многих народов, и теперь любым меньшинствам будет куда страшнее проигрывать, рассчитывать на уважение уже не придется.