Дождались. Правообладатель бренда "Ждун" начал судиться с продавцами контрафактных игрушек

Автор фото: Николаев Сергей
Ежегодная общероссийская добровольческая акция "Весенняя неделя добра". Люди фотографируются с фигурой Ждуна на Малой Садовой улице.

Владельцы прав на бренд "Ждун" объявили войну продавцам и импортерам контрафактных игрушек и на день воскресили прошлогодний мем. Первым на себя удар приняла петербургская компания "Играмир", чей "Инопланетянин" напомнил истцам ждуна.

Компания "Си Ди Лэнд Контакт", владеющая правами на использование бренда "Ждун" в России, Белоруссии и Казахстане, начала судиться с поставщиками и импортерами известного мема. Петербургский арбитраж 7 августа принял иск правообладателей к компании "Играмир".
В суде владельцы прав на бренд, купившие их этой весной, рассчитывают получить 5 млн рублей компенсации за нарушение исключительных прав на ждуна. Компания в равных долях принадлежит продюсеру Юрию Цейтлину и предпринимателю Анатолию Булыгину. По их мнению, "Играмир" продавал схожую безногую игрушку серого цвета, но под названием "Инопланетянин".
Владеет ООО "Компания "Играмир", которой предстоит защитить право на спорную игрушку, предприниматель Антон Яковлев. Бизнесмен, вероятно, сам производит все продаваемые мягкие игрушки, ведь также он владеет ООО "Фабрика "Играмир", которое появилось месяц назад. По данным СПАРК, другого бизнеса у Яковлева нет. Суд назначил предварительное заседание на 15 сентября 2017 года. "Играмиру" нужно подготовить к нему информацию о числе проданных игрушек. В "Играмире" заявили "ДП", что никаких комментариев по теме не будет.
Ждун — это серое существо без ног, которое обычно представляется грустно сидящим в ожидании чего-то. Игрушка, созданная художницей Маргрит ван Брефор для детской больницы в Лейдене, стала популярным интернет-мемом весной 2016 года. Кроме него, "Играмир", по данным официального сайта, продает игрушки и другого мема — Упоротого лиса британской таксидермистки Адель Морзе. Цены на обе игрушки на сайте компании не раскрываются.
В магазине мягких игрушек Mimirka (работает под юрлицом ООО "Эйфория) "ДП" рассказали, что ждунов они шьют сами, но большого спроса на них нет — в месяц меньше десяти заказов. "Основной тренд на эту игрушку уже давно прошел. Сейчас ее продажи незначительны в нашем обороте. Это трендовая вещь, как и, например, спиннеры, о которых забудут через пару месяцев", — заявил представитель компании.
И действительно, судя по данным сервиса wordstat.yandex, в месяц количество запросов о покупке ждуна едва превышает 2 тыс. Для сравнения — спиннерами интересуются в 4 раза чаще.
Некоторые компании уже отказываются от продажи ждунов, чтобы не иметь проблем с судом. К примеру, об этом заявил представитель компании Likebear (ИП "Ватутин Олег"). Несмотря на то что реклама о продаже игрушек все еще ведет к ним на сайт, ждунов они не продают уже пару месяцев. Да и ранее спрос на них не был велик. Поставлялись игрушки, как правило, из Китая.
Мягкая игрушка — не единственное товарное воплощение подзабытого мема. На прошлой неделе воронежская таможня арестовала партию из 84 копилок в форме ждунов. Керамические копилки привезли из Украины. В Федеральной таможенной службе ждуна описали как "безногое существо серого цвета с головой северного морского слона, телом гигантской личинки и руками пожилого человека, которое сидит на стуле в комнате ожидания". Импортеру грозит штраф до 20 тыс. рублей.