В Петербург за полгода приехало 500 тыс. китайских туристов, но популярность направления снижается

Поток китайских туристов в Петербурге в 2017 году вырос в 2,5 раза. Несмотря на это, эксперты отмечают спад востребованности России как туристического направления у жителей Китая. В рейтинге самых привлекательных стран для китайских туристов страна опустилась с 12-го на 19-е место по итогам первого полугодия 2017 года.

Петербург оказался на третьем месте по числу прибывших китайских туристов среди городов России: увеличение туристического потока из Китая в рамках безвизового обмена достигло 136% в первом полугодии 2017 года. По данным Ростуризма, Петербург посетили 51,7 тыс. китайских гостей только по безвизовому режиму. Однако всего в город прибыло около 500 тыс. туристов из Китая, сообщает комитет по развитию туризма Петербурга. Вместе с тем исследование, проведенное Китайской академией туризма совместно с платформой для онлайн-бронирования туров Ctrip, показало спад популярности России среди китайских туристов в этом году. Составляя рейтинг самых востребованных стран в рамках Доклада о турпоездках за границу в первой половине 2017 года, исследовательская группа учитывала количество забронированных туров и отдельных туристических услуг с начала 2017 года.  

Европа в приоритете

В рейтинге популярных маршрутов страна оказалась на 19-м месте вместо 12-го: Россию опередили Италия, Германия, Великобритания, Австралия, Мальдивы, ОАЭ и пр. Как правило, первые 10 мест традиционно делят между собой страны Юго-Восточной Азии, принадлежащие кругу ближнего зарубежья КНР, 11-е место занимает США.
Причины падения интереса к России в целом называют эксперты. "С одной стороны, европейские страны начинают бороться за китайского туриста, с другой — Россия предлагает туристические продукты, рассчитанные в основном на пенсионеров: это экскурсии по историческим достопримечательностям небольшими группами, такие предложения не пользуются популярностью у молодых людей", — делится мнением Виктория Баграчева, руководитель РОО "Санкт-Петербургская ассоциации гидов-переводчиков китайского языка". Так, согласно данным Китайской академии туризма, по итогам первого полугодия 2017 года прирост числа китайских туристов на Украину и в Чехию составил 300%, в Финляндию — 280%, в Исландию — 250%, в Швецию, Польшу и Данию — 200% и пр., тогда как турпоток в Россию увеличился только на 136%.
По словам Романа Лыжина, исполнительного директора Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, к цифрам, которые приводит Ростуризм, следует относиться внимательно. "Например, Республика Бурятия за первые 6 месяцев 2017 года привлекла на 208% китайских туристов больше, чем в прошлом году. Но на деле число туристов увеличилось всего лишь с 142 до 438 человек", — рассказывает Роман Лыжин.

Путь в Петербург

По словам Виктории Баграчевой, несмотря на общую неблагоприятную картину, для Петербурга первое полугодие все-таки оказалось успешным: "Сейчас город активно продвигает себя и свои ресурсы, например, осенью 2016 года Китае появились офисы Visit Petersburg, распространяющие информацию о городе". Кроме того, по-прежнему работает программа China Friendly, продвигающая российский турпродукт на международном рынке, реализованы межрегиональные проекты, такие как "Красный маршрут" и "Великий шелковый путь".

Поднебесная в тени

Однако не все радуются притоку китайских туристов в Петербург. Как писали СМИ, в Петербурге продолжает активно работать теневой рынок китайских туристических услуг, объем которого достигает 20 млрд рублей в год. Заведения общепита и магазины, принадлежащие китайцам, предлагают особые условия оплаты туристам из Поднебесной. Например, средства за будущий обед в китайском ресторане можно перевести в Китай на карту управляющего заведением или его семьи, в результате чего деньги не попадают в городской бюджет.
По словам главы петербургского комитета по развитию туризма Андрея Мушкарева, проблема действительно существует: «Иногда взаиморасчёт между туристами и китайскими заведениями, ресторанами, клубами и так далее, действительно происходит за пределами России. Туристы из Китая едут через китайских туроператоров, закупаются в китайских магазинах и при этом используют инфраструктуру города».
С точки зрения Андрея Мушкарева, ситуация связана с несовершенством законодательства в сфере туризма: «Например, до сих пор нет обязательной аккредитации гидов-переводчиков. Хотя, с нелегалами борется специальная рабочая группа, в составе которой есть работники МВД, с начала 2017 года было проведено 20 рейдов и задержано 35 нелегальных гидов».