Китай под вопросом

Поток китайских туристов в Петербург в 2017 году вырос в 2,5 раза. При этом эксперты отмечают спад популярности России как туристического направления у жителей Китая.

Петербург после Москвы и Приморского края оказался на третьем месте в России по числу прибывших китайских туристов — увеличение туристического потока из Китая в рамках безвизового обмена достигло 136% в первом полугодии 2017 года. По данным Ростуризма, Петербург посетили 51,7 тыс. китайских гостей. Вместе с тем исследование, проведенное Китайской академией туризма совместно с платформой для онлайн–бронирования туров Ctrip, показало спад популярности России среди китайских путешественников. Так, по итогам первого полугодия 2017 года прирост китайских туристов на Украину и в Чехию составил 300%, в Финляндию — 280%, Исландию — 250%, Швецию, Польшу и Данию — 200% и пр., тогда как турпоток в Россию увеличился всего на 36%. Составляя рейтинг самых востребованных стран в рамках "Доклада о турпоездках за границу в первой половине 2017 года", исследовательская группа учитывала количество забронированных туров и отдельных туристических услуг.

Новые запросы

В рейтинге популярных маршрутов Россия оказалась на 19–м месте вместо прежнего 12–го — ее опередили Италия, Германия, Великобритания, Австралия, Мальдивы, ОАЭ и пр. Как правило, первые 10 мест традиционно делят между собой страны Юго–Восточной Азии, граничащие с КНР, и 11–е место занимают США. "С одной стороны, европейские страны начинают бороться за китайского туриста, с другой — Россия по–прежнему предлагает туристические продукты, рассчитанные в основном на пенсионеров, это экскурсии по историческим местам небольшими группами, такие предложения уже не пользуются популярностью у молодых людей", — делится мнением Виктория Баграчева, руководитель РОО "Санкт–Петербургская ассоциация гидов–переводчиков китайского языка". Тем не менее, по словам Виктории Баграчевой, несмотря на общую неблагоприятную картину, для Петербурга первое полугодие 2017 года оказалось успешным: "Сейчас город активно продвигает себя и свои ресурсы, например, осенью 2016 года в Китае появились информационные центры Visit Petersburg". Кроме того, по–прежнему работает программа China Friendly, китайским туристам предлагаются турпродукты "Красный маршрут" и "Великий шелковый путь".

Поднебесная в тени

Однако не все рады притоку китайских туристов в Петербург. Как писали СМИ, в Петербурге продолжает активно работать теневой рынок китайских туристических услуг, объем которого достигает 20 млрд рублей в год.
Заведения общепита и магазины, принадлежащие китайцам, предлагают особые условия оплаты туристам из Поднебесной. Например, средства за будущий обед в китайском ресторане можно перевести в Китай на карту управляющего заведением или его семьи, в результате чего деньги не попадают в городской бюджет.
По словам главы петербургского комитета по развитию туризма Андрея Мушкарева, проблема действительно существует: "Иногда взаиморасчет между туристами и китайскими заведениями, ресторанами, клубами и так далее действительно происходит за пределами России. Туристы из Китая едут через китайских туроператоров, закупаются в китайских магазинах и при этом используют инфраструктуру нашего города".
С точки зрения Андрея Мушкарева, ситуация связана с несовершенством законодательства в сфере туризма: "Например, до сих пор нет обязательной аккредитации гидов–переводчиков. Хотя с нелегалами борется специальная рабочая группа, в составе которой есть работники МВД. С начала 2017 года было проведено 20 рейдов и задержано 35 нелегальных гидов".