Фото: Антон Ваганов

Как сделать Петербург самым умным городом в России

Смольный хочет сделать Петербург самым умным городом РФ к 2025 году, но для этого уже сейчас нужно ускориться в области сбора и анализа "больших данных".

Любой город — это огромный набор данных, и, если уметь с ними работать, это поможет решить широкий круг задач. Смольный ставит перед собой амбициозные цели — к 2025 году Петербург должен возглавить список "умных городов" России (таковой, по аналогии с "умным домом", управляется с помощью анализа разнообразных данных). Мало того, Петербург, согласно плану, должен еще и войти в число мировых лидеров по разработке технологий для "умных" населенных пунктов.

Научный подход к офисам. Елена Смотрова потратила 1,3 млрд рублей на участки под кластер

Научный подход к офисам. Елена Смотрова потратила 1,3 млрд рублей на участки под кластер

9916
Александра Конфисахор, Надежда Фёдорова

Цифровой платформой для умного города станет проект CityNet. Кроме госструктур в нем задействованы частный бизнес, вузы, отраслевые объединения: холдинг GS Group, "Ростелеком", "Лентелефонстрой", "Авангард", ИТМО, Петербургский политехнический университет, Ассоциация разработчиков и производителей электроники, НП "Руссофт".

Конечно, отдельные "умные" элементы в Петербурге уже есть: электронная запись в поликлинику и детский сад, госуслуги для предпринимателей, городская сеть Wi–Fi и т. п. Но этого явно мало. Даже на форуме "Цифровой город" в апреле 2017 года представители Минкомсвязи отмечали серьезное отставание Петербурга от Москвы по внедрению инноваций в городское пространство.

Знать, о чем думает горожанин

Москва начала активно работать с городскими "большими данными" 1,5 года назад, рассказал на Московском урбанистическом форуме глава департамента инфотехнологий столицы Артем Ермолаев. "В первую очередь мы используем "большие данные" для персональных коммуникаций, — объясняет Ермолаев. — Например, когда мы открываем одну станцию метро, то понятно, что эта новость важная, но не для всех одинаково. Поэтому мы с помощью данных, по географическому принципу, по социальному статусу, выбираем именно тех, кому это действительно важно, и оповещаем. То же касается и открытия поликлиники, спорткомплекса, и т. п."

В столице с помощью машинного обучения (методы искусственного интеллекта. — Ред.) прогнозируют развитие инфраструктуры. В Москве ежегодно переезжают внутри города 700 тыс. человек. "Нам нужно понять, для чего, как и почему они передвинутся дальше, — говорит Артем Ермолаев. — Сподвигают на переезд в основном три события: брак, рождение ребенка и учеба ребенка. Машинное обучение позволяет нам определить и спрогнозировать, куда может происходить миграция, а это нам необходимо, чтобы подготовить изменения в городской инфраструктуре".

Инвестиции без пересадки. Как частному инвестору заработать на открытии новых станций метро

Инвестиции без пересадки. Как частному инвестору заработать на открытии новых станций метро

32115
Надежда Фёдорова

Кроме того, в столице нашли способ найти недополученные налоги с помощью нейросетей. Для этого, например, анализируются крупнейшие интернет–ресурсы, на которых предлагаются квартиры в аренду, эти данные сопоставляются с информацией об официальной сдаче квартир. После этого налоговым службам предлагают проверить те квартиры, которые, возможно, сдаются в аренду нелегально.

В сфере здравоохранения в Москве сейчас проходит эксперимент по анализу с помощью машинного зрения снимков КТ и МРТ — он позволяет увидеть зарождающийся рак на тех стадиях, когда врач его еще распознать не может.

Помнить о душе

При этом технологии — не панацея. Более 60% попыток создать умный город оказываются неудачными, говорит старший вице–президент Cisco Анил Менон: "Это происходит потому, что мы слишком фокусируемся на данных, на технологиях, а не на самом городе. Пока вы не поймете душу города, его историю, то, чего хотят люди, вы не создадите город, в котором хочется жить".

"Город становится "умным", когда есть возможность обмена данными между бизнесом, представителями власти, населением", — уверен Юрий Сатиров, директор по работе с госсектором компании "Единый фактор". Она анализирует данные с вышек операторов связи и строит траектории потоков людей, на основе этого даются рекомендации, например, по размещению новых точек ретейлеров.

Надежда Фёдорова Все статьи автора
7 августа 2017, 12:34 913
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама