Петербург занял первое место в рейтинге российских городов-миллионников по обеспеченности гостиницами: в нашем городе на каждую тысячу жителей приходится шесть номеров в отелях, а в Москве — меньше четырех.
В рейтинге "ДП" учитывались средства размещения классического формата — отели (как крупные, так и небольшие). Мы не принимали во внимание число мест в хостелах, квартиры, предоставляемые в аренду посуточно, апартаменты, предназначенные для длительного проживания, а также места в санаториях, пансионатах и т. д.
По нашим подсчетам, классические отели Петербурга сегодня предлагают гостям города около 32 тыс. номеров. Всего таких гостиниц в Петербурге почти 800. Это означает, что на тысячу жителей приходится шесть гостиничных номеров.
Наиболее близкой по этому показателю среди российских городов с населением более 1 млн человек оказалась Казань — здесь он составляет 5,7 номера. Следующим идет Волгоград (пять номеров).
На удивление Москва заняла лишь пятое место с показателем 3,9 номера, уступив даже Екатеринбургу с индексом четыре номера на тысячу жителей.
Высокий уровень обеспеченности гостиницами не всегда означает, что город принимает много туристов. Среди городов из пятерки лидеров высокой заполняемостью отелей могут похвастаться лишь Москва и Петербург — соответственно 72,3% и 68% занятых номеров в среднем по году. Большинство остальных миллионников с трудом дотягивают до 50%, да и то, по наблюдению местных экспертов, в основном за счет нескольких ведущих игроков рынка. В провинциальных гостиницах средней руки годовая загрузка не превышает 25-30%.
За счет мундиаля
Половина городов — участников рейтинга в последние годы значительно нарастили номерной фонд, чтобы принимать игроков и болельщиков матчей чемпионата мира по футболу 2018 года (ЧМ-18). Для нераскрученных туристических направлений избыток невостребованных номеров может стать проблемой после окончания мундиаля.
Так, Волгоград, вошедший в тройку лидеров рейтинга, когда-то был одним из самых посещаемых городов Советского Союза. Для знакомства с историей Сталинградской битвы сюда приезжали и советские, и зарубежные туристы. Поэтому мест размещения здесь всегда было больше, чем в остальных мегаполисах СССР. Но не все старые гостиницы соответствуют требованиям FIFA, согласно которым должно быть не менее 2150 номеров в гостиницах с классификацией от пяти до трех звезд. Поэтому к ЧМ-18 в Волгограде построили три новых гостиницы в общей сложности на 366 номеров. При этом среднегодовая загрузка отелей невелика — лишь 55% от всего номерного фонда.
Статистика по гостиницам в российскихгородах-миллионниках
Источник: данные из открытых источников
Самара, с ее скромным въездным турпотоком, тоже была вынуждена строить новую гостиницу на 191 номер к мундиалю. При этом в городе и так избыток отелей. В итоге — очень низкая загрузка.
В более выигрышной позиции оказалась Казань: она уже увеличила свой качественный номерной фонд, готовясь к студенческой универсиаде 2013 года. Это мероприятие послужило международной PR-акцией для столицы Татарстана, увеличив въездной турпоток: с 2013 года он прирастает на 15-20% в год. К тому же здесь регулярно проводятся и конгрессы, выставки, фестивали, привлекающие туристов. Благодаря этому отели получили относительно высокий уровень загрузки.
Ставка на деловой туризм
Миллионники, которые не включены в программу ЧМ-18, делают ставку на развитие внутреннего туризма, в том числе делового и событийного. Так, по данным правительства Башкирии, турпоток в республику в 2016 году вырос на 25% благодаря увеличению числа проводимых в Уфе российских и международных мероприятий.
Люди во всем мире стали больше путешествовать — к такому выводу пришли эксперты World Travel&Tourism Council: показатели мирового туризма (въезд/выезд) в 2016 году выросли в среднем на 3,1%. В России внутренний туризм тоже демонстрирует положительную динамику, прирастая на 20-30% в год. В числе причин — санкции, девальвация рубля, экономический кризис в РФ, что сократило число россиян, способных оплатить зарубежные путешествия.
Причем увеличение въездного турпотока фиксируют даже российские города, никогда не претендовавшие на статус туристических. Например, в Пермь ежегодно приезжает на 10-15% больше гостей.
Если раньше почти все деловые мероприятия РФ проводились исключительно в Москве и Петербурге, то теперь все чаще в качестве площадок для них выбирают периферию, поясняет генеральный директор ГК "Аэроклуб" Денис Матюхин. Кроме того, многие компании, которые до кризиса предпочитали устраивать конгрессы и семинары за границей, переориентировались на российский рынок. Одни — из-за дороговизны зарубежного сервиса, подорожавшего в результате девальвации рубля. Другие — из-за запрета для чиновников и представителей связанных с государством компаний выезжать за рубеж.
Не хватает "середняков"
"Пятизвездные отели за рубежом более чем в 2 раза доступнее гостиниц аналогичной категории в России. Поэтому, путешествуя за границей, деловые туристы чаще выбирают отели категории четыре-пять звезд. А внутри страны предпочитают размещение в гостиницах три-четыре звезды", — комментирует Денис Матюхин.
Именно в отелях средней ценовой категории нуждается большинство российских городов, говорят эксперты. Петербург до недавнего времени не был исключением, но он уже справился с этим дефицитом, считает Валентина Монастырская, директор по продажам и маркетингу отеля Crowne Plaza St. Petersburg-Ligovsky.
"Средний сегмент уже сейчас занимает бОльшую часть рынка гостиниц и показывает уверенно хорошие результаты. При этом в период белых ночей и в даты больших мероприятий город испытывает нехватку номеров, но в низкий сезон нередки случаи, когда в пятизвездочном отеле можно пожить по цене "тройки". К сожалению, это говорит о непоследовательности и недальновидности в стратегическом планировании игроков. На этом фоне рост номерного фонда в сегменте три-четыре звезды, с одной стороны, положительно скажется на качестве предложения, с другой — будет сдерживать рост цен", — говорит Валентина Монастырская.