Ирландский производитель сэндвич-панелей и изоляционных материалов Кingspan вложит 15 млн евро в строительство нового завода по выпуску сэндвич-панелей под Гатчиной.
Как рассказал генеральный директор ООО "Кингспан" Сергей Чернышев, в настоящее время у компании действует одна производственная площадка в Гатчинском районе, в промзоне около деревни Малые Колпаны. Здесь выпускаются быстровозводимые здания и минераловатные сэндвич-панели с металлическим покрытием в низкой ценовой категории. В настоящее время объем производства сэндвич-панелей составляет 1,5 млн м2 в год; объем производства быстровозводимых домов — 20 тыс. тонн в год.
"Кингспан" планирует в начале 2018 года года приступить к строительству новой производственной площадки рядом с дейcтвующим предприятием, где будет производиться новый вид сэндвич-панелей — со вспененным полиуретаном под маркой QuadCore. Это будет продукция высокой ценовой категории. По предварительным данным, строительство нового завода под Гатчиной завершится в 2019 году. Его мощность составит около 1 млн м2 панелей в год.
"QuadCore отличает повышенная огнестойкость, что крайней важно при строительстве, например, торговых центров", говорит Сергей Чернышев. Панели QuadCore концерн Кingspan начал производить в прошлом году на своих заводах в Чехии и Ирландии. На российском рынке эта продукция не представлена, ее импорт не планируется.
Сэндвич-панель — это строительный материал, который представляет собой два листа из жесткого материала (металла), между которыми находится утеплитель: минеральная вата либо разновидность полиуретана. Производятся стеновые, кровельные сэндвич-панели, а также панели для оформления фасадов. Сэндвич-панели используются для строительства промышленных, складских помещений, сельскохозяйственных объектов.
Недавняя локализация
По словам Сергея Чернышева, "Кингспан" рассчитывает увеличить продажи за счет увеличения новых рынков сбыта. Сейчас "Кингспан" поставляет свою продукцию в СЗФО, Сибирь, на Дальний Восток. Увеличиваются продажи на Северном Кавказе, растет экспорт в Белоруссию, Казахстан и Узбекистан.
Группа компаний Kingspan основана в 1965 году в Ирландии и производит изоляционные материалы, сэндвич-панели, строительные краски. В корпорацию входят заводы в Бельгии, Франции, Скандинавии, США. В 2015 году выручка корпорации составила 2,77 млрд евро. В первом полугодии 2016 года оборот составил 1,47 млрд евро, прибыль — 167 млн евро.
Нерастущий спрос
По оценке компании "INFOLine-Аналитика", емкость рынка сэндвич-панелей в 2016 году — 36 млн м2. Доля импорта за последние 4 года снизилась с 5,5% в 2013 году до 1,9% в 2016 году. Основные производители — это компании ГК "Металл Профиль", "Профхолод", "Теплант", "Электрощит" и "ТехноСтиль", "Руукки Рус". На их долю приходится 33% российского производства и 24% производственных мощностей. При этом уровень загрузки действующих мощностей, по оценке гендиректора "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, составляет в среднем лишь 30%.
Тем не менее некоторые компании расширяются. Например, "ТехноСтиль" в прошлом году запустил новый завод по производству сэндвич-панелей в Тульской области, а также завод в Калужской области по покраске рулонной стали.
Некоторые производители закрываются. Например, петербургский производитель сэндвич-панелей и вентиляционного оборудования, ЗАО "Вентиляционный завод "Лиссант", находится в процедуре конкурсного производства. Площади завода в настоящее время арендует группа компаний "Крон", которая уже ведет здесь производство сэндвич-панелей.
Ряд специалистов прогнозируют небольшой рост рынка либо вовсе на него не рассчитывают. "В ближайшее время мы не видим перспектив для увеличения спроса на сэндвич-панели. Конкуренция обострилась, лидерами являются местные предприятия и иностранные компании, у которых есть производство в России. Кризис убирает с рынка неэффективные предприятия", — считает Роман Сенаторов, директор по продажам компонентов ООО "Руукки Рус".
При этом эксперты все же возлагают надежды на рост потребления со стороны некоторых сегментов. "Мы рассчитываем на увеличение продаж сэндвич-панелей со стороны сельхозпредприятий, пищевых производств, складских помещений", — отмечают в отделе маркетинга ГК "ТехноСтиль". "Особенно активно сэндвич-панели используются для строительства сельскохозяйственных объектов, логистических складов", — отмечают в ГК "Крон".
Участники рынка считают, что несмотря на то, что Kingspan не является лидером рынка, компания все же сможет нарастить объем производства. В первую очередь за счет того, что спрос на сэндвич-панели с полиуретаном растет. По оценке маркетингового агентства "Текарт", подавляющий объем выпускаемых в России сэндвич-панелей — около 70% — имеет минераловатный "сердечник". Доля продукции с разными видами полиуретана составляет 30%.
При этом доля панелей с полиуретаном постоянно растет, поскольку эти строительные конструкции более удобны при монтаже, более долговечны и экономичны по сравнению с панелями с минеральной ватой. Панели с полиуретаном проигрывают минвате только по показателям огнестойкости, считает глава Ассоциации производителей панелей и теплоизоляционных плит из полиуретана Алексей Горохов. Поэтому практически все производители панелей с минеральной ватой уже установили на своих заводах оборудование для выпуска панелей с полиуретаном, добавляет он.