Грузоперевозчики требуют прозрачных и понятных правил взвешивания автомобилей на трассах

По сообщению портала «КП», согласно статистике Росавтодора, почти 50% грузового автотранспорта на федеральных автотрассах нарушают допустимые весовые нормы. В связи с чем асфальт изнашивается намного раньше отведённого срока и чаще требует замены. Главные нарушители допустимых нормативов — это большегрузные фуры. Чтобы минимизировать износ и снизить число аварий, в России была разработана система автоматизированных пунктов дорожного весогабаритного контроля.

Система запущена в эксплуатацию с октября 2016-го года. Сегодня открыты 25 пунктов, фиксирующие габариты и определяющие вес грузовиков. Дорожные весы автоматически измеряют суммарную нагрузку на оси фур. Если масса превышает допустимые нормативы, то владельцу транспорта поступает штраф. Размер санкций внушительный: за перегруз грузоперевозчики должны платить от 150 000 до 500 000 рублей. При этом новая система ежемесячно фиксирует от 100 до 200 тысяч таких нарушений.
Полноценно система должна начать функционировать к 2020-му году. Хотя сегодня у грузоперевозчиков уже достаточно претензий к ее работе. Чтобы адаптировать систему к реалиям, Минтранс разработал профильный законопроект. И перед подготовкой документа состоялась горячая дискуссия: о внесении пояснений Экспертного межотраслевого совета по осуществлению грузоперевозок в России. С 14-го июля на протяжении месяца крупнейшие логистические компании вносили предложения о работе систем контроля. Именно бизнесмены — те, кого напрямую и касаются нововведения, — могут объективно говорить о необходимых улучшениях.
Предложениями грузоперевозчики поделились на рабочей группе по весогабаритному контролю при Минтрансе.
«Начиная речь о контроле, необходимо заранее обозначить, какие цели стоят перед данной процедурой, — озвучил свою позицию директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии», Михаил Петров. — Существующая система решает в большей части проблемы с выписыванием штрафов. А если мы хотим снизить нагрузку на дороги, то механизм взысканий потребует серьезной доработки. Мы в составе рабочей группы предлагаем сделать доступными все параметры взвешивания и утвердить их на государственном уровне. Также необходимо обозначить ответственность в случаях «подкрутки» приборов взвешивания, чтобы пресечь корыстные мотивы. Было также выдвинуто предложение о вводе в комиссию по поверке весов специалистов из сферы грузоперевозок и сделать сами итоги поверок доступными для общественности. Таким образом, мы заслужим доверие участников рынка к процедуре».
Также было озвучено предложение предоставить грузоперевозчикам право на контрольное независимое взвешивание, чтобы водитель смог сразу узнать о своем правонарушении и при необходимости его оспорить.
«Спорных моментов в инициативе о весогабаритном контроле суммарно много, — заявил директор ГК «Деловые Линии», Михаил Петров. — Например, водителей на большинстве складов, где обычно загружаются перевозчики, не пускают в зоны загрузки. Соответственно за корректность, чистоту процесса и результаты загрузки и за окончательную развесовку может отвечать непосредственно грузоотправитель. Поэтому ответственность за превышение веса должна также лежать на грузоотправителях. За исключением обоюдной договоренности грузоперевозчика и грузоотправителя о перегрузе. Кроме всего прочего, у водителя нет сегодня возможности быстро избавиться от перевеса».
Законопроект в данный момент находится на согласовании с профильными ведомствами. Грузоперевозчики уверены, что в окончательном варианте редакции все их требования будут рассмотрены и учтены. Потому как в справедливом функционировании систем весогабаритного контроля напрямую заинтересованы и грузоперевозчики, и государство.