От Гатчины до Копорья: поток туристов в Ленинградской области через турфирмы сократился на 20%

Иногородних посетителей в Ленобласти стало меньше. Это касается организованных туристов - вместе с тем в регионе растет паломнический и индивидуальный туризм.

Емкость туристического рынка Ленобласти, по оценкам специалистов, в прошлом году приблизилась к 20 млрд рублей, из них около 60% приходится на туры и экскурсии, организованные турфирмами, еще 40% — это паломнические поездки по храмам и монастырям. В прошлом году, по данным комитета по туризму Ленобласти, турпоток в регионе превысил 2 млн человек против 1,9 млн человек в 2015 году.
На рынке туристических услуг в Ленобласти работает около десятка крупных компаний, в том числе "Северная Венеция", "Ева групп", "Александрия" и другие. Паломнические туры организуют компании "Свирский паломник", "Паломническая служба Сретение", "Фиваида", "Паломническая служба "Собор" и другие. Нередко экскурсии и паломнические поездки совмещаются.
Всего на территории области действует 700 объектов для размещения отдыхающих. Это гостиницы, базы отдыха, пансионаты, хостелы. Загрузка отелей и баз отдыха в высокий сезон составляет, по данным чиновников, от 75 до 100%. Среднегодовая загрузка оценивается в 60%. В настоящее время строится восемь новых мест для размещения туристов за счет частных инвестиций.

Меньше, да лучше

За прошлый год поток туристов в Ленобласть через турфирмы сократился на 20%. "В первую очередь уменьшилось число иногородних посетителей Ленобласти, — отмечает представитель турфирмы "Прогулки" Станислав Кустов. — А вот количество экскурсантов–петербуржцев не уменьшилось, поскольку выезд в область рассматривается в первую очередь как поездка выходного дня. Иногородние туристы посещают скорее пригороды Петербурга". "При этом увеличивается доля индивидуальных экскурсий, организованных без участия турфирм, сегодня она достигла почти 50%", — добавляет Людмила Кудрявцева, гендиректор "Балтик Трэвэл Компани".
В последнее время также растет спрос на туры, включающие бесплатный вход. В связи с этим стали более популярны экскурсии по храмам и монастырям, отмечает Дмитрий Кочкин, представитель экскурсионного агентства "Александрия".
По подсчетам экспертов, один турист, который останавливается на ночевку в Ленобласти, оставляет здесь 3–5 тыс. рублей в день (с учетом оплаты проживания, посещения музеев и трат на питание).

Деньги на возрождение

По данным правительства Ленинградской области, наиболее популярными местами для посещения традиционно являются Выборгский замок, музеи и храмы Старой Ладоги, Тервеничский, Тихвинский монастыри, а также Коневский, который планирует отреставрировать компания "Роснефть".
Деньги на реставрацию региональных достопримечательностей выделяет и правительство Ленобласти. Например, за 120 млн рублей в Выборгском замке реставрируют Башню св. Олафа, Часовую и Ратушную башни. В прошлом году на реставрационные работы в музее "Старая Ладога" (включает Староладожскую крепость) было выделено 94 млн рублей.
ООО "Конт" (водные перевозки) приступило к строительству причала за 200 млн рублей в Старой Ладоге. "Причал будет сдан в эксплуатацию уже в этом году. Он рассчитан на крупные и средние лайнеры, рассматривается вопрос и судозаходов судов на подводных крыльях из Петербурга", — говорит замначальника Управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.

Нужны дороги

Увеличить туристический поток в крепости и музеи, расположенные на расстоянии более 50 км от Петербурга, сможет прежде всего улучшение транспортной доступности к туробъектам. "Число посетителей музея стало расти именно в связи с продолжением ремонта трассы Санкт–Петербург — Сортавала", — говорит директор музея–крепости "Корела" Мария Лихая.
"У нас же проблема заключается в том, что Ивангородская крепость расположена в погранзоне. Упрощенный въезд на территорию крепости мог бы увеличить посещаемость в разы", — отмечают в Ивангородской крепости.