В нерентабельной капсуле

За несколько лет Петербург перешел из стадии дефицита услуги МРТ в стадию избытка, обогнав по количеству аппаратов европейский рынок, что делает это направление все менее выгодным.

Магнитно–резонансная томография (МРТ) считается одним из самых эффективных методов современной диагностики, за его изобретение дали Нобелевскую премию, и за последние 4 года мировой рынок МР–исследований прибавил около 15%, достигнув $5,6 млрд (данные Markets and Markets). В Петербурге же за этот период он вырос в 2 раза (см. "Цифры"), и по состоянию на 2016 год, по данным BusinesStat, в городе насчитывалось 178 аппаратов МРТ, то есть около 34 на 1 млн жителей. При этом среднеевропейским показателем считается 20 аппаратов на 1 млн, причем многие страны, даже развитые, от него отстают — так, например, во Франции он составляет всего 13 (данные местной Национальной ассоциации производителей медицинского оборудования).
"На петербургском (равно как и на московском) рынке медицинских услуг сложился огромный переизбыток предложения в сегменте МР–исследований, — говорит Аркадий Столпнер, председатель правления Медицинского института Березина Сергея (МИБС). — По количеству магнитно–резонансных томографов мы давно обгоняем страны Европы. Полагаю, что переизбыток МР–томографов в Петербурге составляет не меньше чем 30%".

Паника и демпинг

Причины просты: несколько лет назад в городе, наоборот, ощущалась нехватка аппаратов МРТ, их активно устанавливали и в частных компаниях, и в государственных клиниках в рамках различных программ поддержки здравоохранения. Сегодня рынок поделен между государственным и частным сектором примерно пополам (см. "Цифры").
"Избыток предложения на рынке Петербурга действительно присутствует, так как количество аппаратов с учетом их эффективной загрузки превышает спрос, — рассказывает Александр Солонин, генеральный директор СО "Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга". — Это не закономерный этап развития, поскольку рынок медицинских услуг сильно зависит от государственного регулятора".
Последствия, с которыми приходится сталкиваться частным компаниям в условиях сокращения потока пациентов, — демпинг и увеличение сроков окупаемости дорогостоящего оборудования, которые и так в среднем составляют 8–10 лет. По данным BusinesStat, в 2016 году средняя цена томографического исследования в городе достигла 3951,1 рублей, что на 15,7% выше уровня 2015 года, однако рост цен происходил за счет увеличения затрат на обслуживание импортного оборудования и расходные материалы. Количество непосредственно исследований выросло всего на 5,9%.
"За счет переизбытка томографов те компании, которые флагманом выставляли именно МРТ, стали демпинговать, — признает Константин Шарко, главный операционный директор холдинга "СМТ". — Это приводит к снижению качества оказываемой услуги за счет сокращения протокола, не всегда четкой картинки, особенно если оборудование давно куплено или после восстановления. В итоге страдают все: и потребитель, и клиники, так как не могут зарабатывать и окупать вложенные средства".
Аркадий Столпнер также называет такую ситуацию очень опасной для рынка медицинских услуг, и с точки зрения инвесторов, и с точки зрения пациентов.
"Не обладая необходимыми компетенциями, большинство новых игроков пытаются привлекать пациентов, снижая цены до немыслимого уровня", — продолжает он. По его словам, невозможно выполнить МРТ на хорошем уровне за 1 тыс. и даже за 2 тыс. рублей — с учетом накладных расходов, зарплаты квалифицированного врача, стоимости постоянной подготовки специалистов, а также необходимости ремонтировать и обновлять оборудование: "Ценовой демпинг ставит под угрозу здоровье пациентов, одновременно усложняя жизнь и приводя к убыткам у добросовестных игроков".

Между простоем и очередями

При этом эксперты констатируют еще одну особенность — притом что в одних клиниках оборудование простаивает, в других — растут очереди, причем это касается не только частных клиник.
"Как всегда, есть проблемы с высококвалифицированными специалистами, а простои оборудования есть даже в государственных медицинских организациях из–за перекосов в маршрутизации, — рассказывает Александр Солонин. — Но мы медленно движемся к реализации европейского принципа: "Деньги должны следовать за пациентом в клинику с достойным уровнем качества". Также, по его мнению, ситуация сможет немного выравняться за счет ухода некоторых игроков с рынка. "Возможности пациентов выбрать клинику не по демпинговой цене, а с учетом информации об уровне качества позволяют рынку и регулятору вытеснять тех игроков, кто работает ниже себестоимости, экономя на здоровье пациентов", — продолжает он.
Свою роль в этом процессе сыграет и обострение конкуренции за деньги фонда ОМС, чьи тарифы на МРТ частникам интересны, но побороться за них смогут не все. "Когда речь идет об оказании услуг в системе ОМС, а по сути, это своеобразный госзаказ, то здесь существуют определенные критерии и требования к медицинским центрам, что позволяет минимизировать участие в государственных программах тех участников рынка, которые не соответствуют этим требованиям", — отмечает Татьяна Трофимова, заместитель генерального директора по медицинским вопросам и главный врач компании "АВА–ПЕТЕР" (№ 1 Рейтинга частных клиник Петербурга "ДП").

Ядерное будущее

Кроме того, далеко не все игроки рынка считают, что рынок МРТ перенасыщен, тем более что существуют страны, где нормы обеспечения МРТ выше европейских, — США, Япония и пр. Существует также общемировой тренд роста спроса на МРТ: технология совершенствуется, расширяется сфера применения, снижается количество противопоказаний. "Действительно, в Петербурге установлено большое количество аппаратов МРТ и КТ, как в федеральных и региональных, так и в частных медицинских центрах, — продолжает Татьяна Трофимова. — Но не думаю, что рынок перенасыщен. Чем больше будет установлено подобного оборудования, тем доступнее будет услуга для пациентов".
Другой положительный для рынка факт — в текущей ситуации ввод новых томографов явно сильно замедлится. "Мы не открываем собственное отделение МРТ–диагностики в основном по причине экономической нецелесообразности, — отмечает Оксана Адаменко, заместитель директора медицинского центра "XXI век" (№ 6 в Рейтинге частных клиник "ДП"). — В городе уже достаточно клиник, где пациентам можно сделать МРТ в случае необходимости, за последние 2–3 года открылись несколько новых, и у наших врачей не возникает проблем ни с качеством проводимых исследований, ни с чтением данных".
Но и главное — проблема избытка МРТ должна решиться при общем росте доступа все большего числа людей к высокотехнологичной медицинской помощи, что может произойти при восстановлении роста экономики. И в этом этот сектор мало чем отличается от других, испытывающих те же трудности.