С атрибутами комфорта

Спрос на квадроциклы восстанавливается после двукратного сокращения продаж в 2016 году. Наиболее востребованными остаются утилитарные модели, которые подходят и для активного отдыха, и для тяжелой работы.

Объем рынка квадроциклов в России в 2016 году сократился более чем на 50% по сравнению с 2015 годом, составив примерно 5 млрд рублей. К резкому снижению продаж привело введение утилизационного сбора на самоходную технику в феврале 2016 года.
Больше всего пострадал сегмент недорогих мотовездеходов, для которых утильсбор составляет почти треть розничной стоимости, говорит Дмитрий Орлов, ведущий менеджер по продажам ATV и UTV компании "Автополе Мото Кудрово" (официальный дилер Polaris, CFMOTO и Honda). "В случае с премиальными брендами это нововведение практически не затронуло рынок, в отличие от девальвации рубля за предыдущие годы, что привело к удорожанию стоимости всей ввозимой техники почти в двукратном размере", — добавляет он.
В связи с тем что импорт в 2016 году не совпал со спросом рынка, у многих дистрибьюторов на складах до сих пор есть остатки моделей прошлых годов. "В 2017 году происходит постепенное восстановление рынка квадроциклов. Импорт вырос уже на 40%, однако восстановление покупательского спроса происходит медленнее", — отмечает Михаил Сиденко, коммерческий директор компании FORMULA 7 (дистрибьютор BRP в России).

Долгое влияние

Девальвация рубля и введение утилизационного сбора привело к подорожанию мототехники в 1,5–2 раза. Так, бюджетные российские и китайские квадроциклы сегодня стоят 400–600 тыс. рублей, премиум–сегмент начинается от 1 млн рублей.
"Некоторые модели подорожали более чем в 2 раза, что явилось фактически заградительным фактором для многих желающих приобрести себе недорогой маломощный мотовездеход. Импортеры оперативно среагировали и в настоящий момент пытаются нивелировать стоимость как ведением новой ценовой политики, более лояльной по отношению к потребителю, так и новыми кредитными программами с беспроцентной рассрочкой, но для множества желающих приобрести мототехнику новая стоимость по сравнению с ценами 2012–2013 годов продолжает оставаться достаточно высокой", — констатирует Дмитрий Орлов.
Кризис внес коррективы в распределение долей участников рынка. "В 2014–2015 годах Stels смог подвинуть CFMOTO, увеличив объемы продаж до 18 тыс. штук, в то время как китайский производитель сократил продажи до 8 тыс. штук. Остальные бренды совокупно реализовали 3–4 тыс. мотовездеходов", — оценивает коммерческий директор "Петросет Сервис" Андрей Геращенко.

Популярные модели

Основу продаж квадроциклов составляют мощные двухместные утилитарные модели. Эта техника обладает высокой проходимостью, мощностью и способна тащить за собой тяжелые грузы.
"Данный вид квадроциклов часто используют для участия в различного рода квадросоревнованиях или просто поездок по лесам и болотам. Чтобы повысить проходимость и другие полезные для бездорожья качества, есть большое количество полезного тюнинга: лебедки, резина с большим грунтозацепом, дополнительный свет, вынос радиатора и шноркелей и т. п.
Проще говоря, утилитарные квадроциклы, исходя из названия, подходят почти для всех задач: охота, рыбалка, сельхозработы, уборка снега. А благодаря современным моторам и трансмиссии, на них можно действительно получать удовольствие от вождения и исследовать новые места", — рассказывает Павел Коновалов, заместитель директора компании "ВВС–Моторс" (официальный дилер Yamaha).
Для любителей активного отдыха производители выпускают спортивные модели (Polaris серий High Lifter, Honda TRX и т. п.). "Данный вид техники незаменим в болотистой местности нашего Северо–Западного региона из–за своих технических характеристик: веса, клиренса и возможностей к преодолению любых преград. Это выбор как спортсменов, так и простых райдеров, которые покупают квадроцикл для поездок по действительно суровому бездорожью", — говорит Дмитрий Орлов.
Особняком стоят мотовездеходы класса SSV (Side–by–side vehicle), более известные как багги. "Это двух–четырехместные мотовездеходы, обычно с атрибутами автомобильного комфорта (рулевое колесо, крыша, двери, лобовое стекло), но превосходящие авто как по проходимости, так и по утилитарности использования. В равной доли к нему относятся как спортивные модели (например, Polaris RZR, CFMOTO Z8), так и утилитарные (CFMOTO серии U, POLARIS General, Ranger)", — отмечает Дмитрий Орлов. По его оценкам, 60% продаж приходится на долю утилитарных квадроциклов, по 20% — у спортивных моделей и багги.

Больше выбора

Модельная линейка производителей постоянно пополняется новыми интересными моделями. В июле 2017 года дистрибьютор BRP начал поставки в Россию четырехместного мотовездехода Can–Am Maverick X3 Max — самого мощного в своем классе. Он оснащен трехцилиндровым двигателем объемом 900 см3 и мощностью 154 л. с. Еще одной новинкой производителя стал шестиместный мотовездеход Can–Am Traxter Max.
Производитель CFMOTO в 2017 году вывел на рынок сразу две новые модели: новый двухместный утилитарник Х8, полностью переработанный по сравнению с предшественником, и Z10 — первый мотовездеход данной марки с двигателем 1000 см3.
Производитель Polaris произвел рестайлинг многих своих моделей: активно используется светодиодная оптика, дающая более качественный свет наряду с экономией энергопотребления и имеющая внешне более агрессивный вид, а также новый пластик с цветами, ранее использовавшимися только в автомобильной промышленности.
Компания Yamaha обновила свою флагманскую линейку квадроциклов Grizzly 700. "Японские инженеры поработали над мотором, вариатором, улучшили компоновку и эргономику квадроцикла. В итоге Grizzly стал еще более мощным, возросла проходимость и тяга. Также Yamaha возродила квадроцикл Kodiak 700 — упрощенная и удешевленная версия квадроцикла Grizzly", — говорит Павел Коновалов.