Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) оказался единственным в России, где, по данным июньского опроса GfK, не вырос индекс потребительских настроений. Жители региона пессимистично оценивают текущую экономическую ситуацию, осторожны с оценками будущего и не верят в улучшения.
Осторожный оптимизм и холодный прагматизм — так охарактеризовали настроения российских потребителей и их покупательское поведение аналитики компании GfK. По данным Всероссийского опроса GfK, в июне 2017 года индекс потребительских настроений прибавил 2 пункта по сравнению с апрелем 2017 года и вырос до 104.
Таким образом, индекс держится в позитивной зоне уже второй квартал подряд за счет высоких надежд россиян в отношении будущего. Это происходит в то время, как индекс текущего состояния, который отражает оценку потребителями своего текущего финансового состояния и состояния национальной экономики, пока остается невысоким.
По итогам июньских замеров GfK рост индекса потребительских настроений зарегистрирован во всех федеральных округах, за исключением Северо-Западного: эта часть страны остается самым депрессивным регионом в точки зрения потребительских настроений.
"Среди населения СЗФО превалируют скорее пессимистичные оценки текущей ситуации в экономике и в собственных финансах (индекс меньше 100), и надежды на будущее также невысокие", — объясняют такой показатель в компании. В остальных регионах надежды на будущее более оптимистичные, на этом и растет индекс. "Можно сказать, что виден свет в конце тоннеля. А вот на Северо-Западе люди либо более осторожны с оценками будущего, либо не имеют пока признаков улучшения ситуации лично для себя", — добавляют в GfK .
Другие регионы тем временем надеются на лучшее. Наибольший прирост зарегистрирован в Уральском регионе и в Москве, там индекс приблизился к докризисным показателям (до 113 и 114 пунктов соответственно). Дальний Восток также оказался в числе рекордсменов по росту потребительских настроений, в июне позитивные настроения потребителей наконец возобладали и в Поволжье. Потребители Сибири, Северного Кавказа, а также Центрального и Южного регионов по-прежнему настроены оптимистично. Хотя негативная динамика по снижению индекса наметилась в Центральном регионе и на Северном Кавказе.
Исследования GfK показывают, что вслед за ростом потребительских настроений в ряде категорий товаров длительного пользования наблюдается восстановление спроса (продажи в натуральном выражении), однако объемы продаж в денежном выражении восстанавливаются не так быстро.
Так, по данным мониторинга розничных продаж GfK, продажи на рынке бытовой техники и электроники в первые 5 месяцев 2017 года выросли на 2% в штуках. При этом оборот рынка в рублях остался практически на уровне прошлого года. Средняя сумма покупки оказалась на 2% меньше, чем в 2016 году. Еще один пример — сегмент детских товаров. По данным исследования GfK в специализированной рознице, категория товаров для новорожденных выросла на 1,8% в штуках, при этом объемы в рублях просели на 2,5%.
"Текущие тренды на рынке обеспечены тем, что часть покупателей выбирает теперь более дешевые модели или расчетливо ищет товары по промоакции. И, как правило, находит. Производители и ретейлеры стимулируют спрос промоакциями, стремясь привлечь больше покупателей в магазины и поддержать трафик", — отмечает CEO компании GfK Rus Александр Демидов.