Почему возникают и чем заканчиваются споры бизнес–партнеров

 

Иногда, чтобы глубже осознать суть одного понятия, нужно обратиться к антониму. На обратном смысловом полюсе партнерства лежат такие понятия, как враги, соперники.
Нередко споры владельцев превращаются в рождение конкурирующих фирм. Можно привести в пример уже классические компании "Пума" и "Адидас", созданные после конфликта братьев Дасслер, основателей первой фирмы по производству спортивной обуви. На деле при конфликте есть несколько сценариев развития событий. Самый трагический — когда партнеры равны по силам, бизнес превращается в заложника отношений владельцев. Целью становится причинение вреда сопернику, и фирма разваливается. Если же один из партнеров имеет больше ресурсов, он захватит бизнес.
Есть мнение, которое культивируют консультанты, что работать с родственниками или друзьями плохо. Но, вопреки ему, в моей практике именно такие партнеры чаще всего ищут примирения, компромисса и обращаются за профессиональной помощью. Еще за помощью в разрешении конфликтов между владельцами могут обращаться наемные менеджеры. Иначе работать сложно.
Самая распространенная причина споров партнеров в бизнесе — разнонаправленность целей. Второе место — вопрос справедливости вклада в бизнес. Тут же возникают споры о справедливости доли в прибыли. Третье место — ролевое смешение. Владельцы могут занимать какие–то должности в компании, не всегда управляющие. Сплошь и рядом владелец, не справляясь с ролью специалиста, использует свои права, чтобы избежать критики. Или за свою работу не получает оплаты, рассчитывая на большую часть при распределении прибыли.
Основные инструменты разрешения споров — управленческие. Это разработка плана, ведение учета. Затем применимы юридические инструменты. Это выбор посредника или органа, куда можно обращаться за решением.
Например, в моей практике был классический конфликт опытного отца — владельца фирмы и сына–новатора, который хотел перехватить руководство. В итоге решение было не только в бизнесе, но и в психологии. Психологическую консультацию в таком случае лучше совмещать с обсуждением бизнес–конфликтов. То есть, даже если это спор отца и сына, жены и мужа, нужно говорить именно о бизнесе. И часто в таких обсуждениях могут вылезти эмоции: гнев, досада, но если стороны хотят решения, они его находят. Кстати, история "отца и сына" произошла 12 лет назад, а компания эта до сих пор работает на рынке.