Сетевые организации недополучают миллиарды из–за потребителей, не расходующих заявленные мощности. Минэнерго подготовило закон, который обяжет их оплачивать сетевые резервы.
Министерство энергетики разработало законопроект по оплате сетевых резервов компаниями, не потребляющими заявленные мощности более чем на 60%. Платить за резервируемую энергию придется, например, бывшим заводам, которые сдают помещения под офисы, а также малому бизнесу и дачникам, которые расходуют слишком мало энергии.
Заявил — заплати
Проект Минэнерго предполагает переход на оплату сетевых резервов и должен стимулировать отказаться от ненужной предприятию энергии, рассказал заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов на Энергетической инвестиционной конференции в Петербурге. По его словам, за 3–4 года планируется постепенно обязать потребителя, не использующего более 60% от максимальной мощности, закрепленной за ним, оплачивать часть этого резерва. С каждым годом платить придется все больше.
Если за год потребитель ни разу не доберет до этой нормы, он должен будет оплатить 5% разницы максимальной и фактической мощности. За 4 года эти 5% возрастут до 20%. Это, по мысли чиновников, нужно, чтобы "потребитель понимал, что за все нужно платить, в том числе за резервы, которые для него содержатся". Это не означает, что потребитель должен будет каждый день использовать более 60% мощностей. "Если вы хотя бы раз в год пользовались этим объемом, допплатежей не возникает. Но много потребителей, которые никогда не потребляют эту мощность. Это могут быть, например, старые советские заводы, у которых мощности были рассчитаны на производство, а теперь это просто офисы, но мощности остались", — поясняет Андрей Максимов.
Для Петербурга это значимая проблема, поскольку в городе, по оценкам экспертов, не менее 25% промтерриторий не заняты производством. Потребителю предлагают три пути. Первый: если эти мощности нужны под будущее развитие, их нужно оставить и оплатить. Второй: снизить величину максимальной мощности — это происходит в одностороннем порядке. Третий: надо поделиться мощностью с новым заявителем.
Загрузка будет считаться и у сетевых компаний: при существенном превышении объемов трансформаторных мощностей (с учетом существующих подключений, заявок на техприсоединение и статистики по росту потребления) часть затрат на обслуживание сетевого оборудования не будет включаться в тариф. В скором времени проект планируется передать на рассмотрение правительства.
Миллиарды за льготы
Не только крупные организации резервируют себе больше, чем могут потребить. С 2009 года малые потребители, например дачники, которым необходимо не более 15 кВт, подключаются по льготной ставке — 550 рублей. Позже появилась льготная ставка у малого и среднего бизнеса, которым нужно не более 150 кВт. С осени 2015 года потребители с такой мощностью оплачивают 50% участка "последней мили", а с октября 2017 года ожидается отмена и этой платы.
По данным "Россетей", льготные потребители по состоянию на 2016 год израсходовали не больше 20% от общего объема их заявок с 2009 года. По подсчетам компании, льготное присоединение за 550 рублей обходится сетевой организации в 60 тыс. рублей, а стоимость присоединения малого и среднего бизнеса, которая составляет около 110 тыс. рублей, — в среднем в 500 тыс. рублей. "Такой подход привел к тому, что с 2009 до 2016 года фактические затраты на подключение льготных заявителей составили 93 млрд рублей, при этом 30 млрд рублей из них не были учтены в тарифе. С учетом отмены оплаты "последней мили" мы прогнозируем, что к этим 4 млрд рублей в год может прибавиться еще по 1 млрд рублей", — говорит Александр Корнеев, начальник управления регламентации технологического присоединения ОАО "Россети".
Чтобы решить проблему недобора мощностей, он поддерживает идею оплаты резерва мощностей и даже предлагает вовсе отказаться от льготных тарифов. "Из–за того, что потребитель не потребляет, сетевые организации не возвращают инвестиции, а значит, можно подумать об установлении экономически обоснованных тарифов для такой категории", — заявил он.
В Федеральной антимонопольной службе не согласны с таким подходом. "Проблема не в льготном присоединении, а в том, что оно не стимулирует потреблять энергию, — говорит Дмитрий Васильев, начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС. — Льготы были придуманы, чтобы появление новых потребителей приводило к росту потребления и, как следствие, снижению тарифа, но этого не происходит".