Пора забыть о нулевых

 

Кчерным спискам Центробанка мы относимся как к данности, которая является частью тенденции по очищению банковской системы от транзитных, "обнальных" и технических компаний. По мнению ЦБ, да и с точки зрения логики, эти компании не привносят свой вклад в развитие экономики, а служат исключительно утилитарным, не всегда законным целям их владельцев.
Утешить клиентов можно тем, что Центробанк, в том числе его Северо–Западное управление, склонны к переговорам с банками насчет того или иного клиента. И если проверка со стороны банка не выявила признаков, которыми руководствуются и регулятор, и коммерческие банки, чтобы отнести действия компании к сомнительным, а самого клиента внести в черный список, то ЦБ слушает эти аргументы. Будут ли эти клиенты в зоне риска с точки зрения открытия счета? Безусловно, да. Является ли этот вердикт окончательно похоронным? Нет. Если компания готова предъявить доказательства того, что она не занимается обналичкой и не является технической.
Во–первых, действительно, не надо обналичивать деньги. Я, конечно, за то, чтобы видеть малый и средний бизнес среди наших клиентов, но, увы, вынужден признать: время идет, а психология людей, которые склонны к таким операциям, а потом стремятся себя обелять, не меняется. Кажется, что компании застряли в нулевых, как будто страна не прошла путь с 2004 года, когда был принят закон 115–ФЗ, и до текущего момента. Изменились стандарты Центробанка, изменилось законодательство, четко классифицированы критерии сомнительных операций, а эти компании так и работают "на коленке" — как было видно все схемы, так все и осталось.
Но если клиент понимает веяния времени и считает, что ЦБ или какой–то банк чрезмерно жестко отреагировал на какую–то операцию, то он вполне может доказать, что является благонадежным. Например, он может предъявить банку свое арендное помещение или хотя бы договор аренды, показать производственную площадку, договоры с реальными фирмами, которые он заключает. Если он занимается импортом, то должен показать, что цены не завышены и он не вывозит излишнюю валюту за пределы РФ. Если, наоборот, экспортом, то показать, что цены не занижены и выручка поступает в страну. Он может показать, что у него на производстве есть и станочники, и инженеры, и бюджетно–плановый отдел, а не один человек, который сидит в офисе в бизнес–центре. Если же был период, когда не платились налоги и арендная плата, то нужно предоставить доказательства, что он был разовым, связанным со вполне экономическими причинами: задержкой оплаты от покупателей, упрощенной системой налогообложения, арендными каникулами.
Впрочем, хотя история черных списков Центробанка еще довольно непродолжительна и еще нет статистики, как реагируют клиенты, думаю, что многие туда попали не случайно. Моя личная практика показывает, что если клиенту отказали в открытии счета в одном банке по причине неблагонадежности, а он приходит в другой банк и рассказывает о воздушных замках своего бизнеса, то 95% этих замков рушится уже на первой–второй неделе работы.