Первая передача. ГК "Аксель" заберет в управление продажи автомобилей с пробегом у ГК "Терравто"

Автор фото: Киташов Роман
Алексей Безобразов, глава автомобильного холдинга "Аксель Групп"

ГК "Терравто" готовится передать в управление группе "Аксель" свой бизнес по продаже автомобилей с пробегом. Это первый случай для петербургского авторынка.

О том, что ГК "Аксель" заберет в управление продажи автомобилей с пробегом у ГК "Терравто", "ДП" рассказали сразу несколько участников рынка. В ГК "Аксель" это не комментируют. По данным игроков, дилеры ведут переговоры, а договор могут подписать в ближайшие 2 месяца.
"Мы рассматриваем различные возможности оптимизации бизнеса. В том числе ведутся переговоры по сотрудничеству в одном из автоцентров", — говорит генеральный директор и владелец ГК "Терравто" Владислав Рыдаев. Для авторынка это прецедент. Еще ни разу дилеры не брали активы конкурентов в управление.
Обе компании входят в топ–20 ведущих автохолдингов города.
"Терравто" в 2016 году продала более 6,5 тыс. новых автомобилей, ее доля на рынке города составила 3,6%. В портфеле автодилера такие марки, как KIA, Lada, Chevrolet–Niva, он располагает девятью центрами в Петербурге и регионах. Продажи машин с пробегом в 2016 году составили 3 тыс. штук. Компания подконтрольна Владиславу Рыдаеву. Оборот за 2016 год — более 12 млрд рублей.
ГК "Аксель" в 2016 году продала более 6 тыс. новых автомобилей. В ее портфеле марки BMW, VW, Toyota, Lexus, Renault и 12 автоцентров в Петербурге и регионах. Оборот в 2016 году — более 15 млрд рублей. Продажи машин с пробегом составили около 3,5 тыс. штук. Компания подконтрольна Алексею Безобразову и его партнерам.
Техническую сторону сделки компании не раскрывают.
"Скорее всего, сотрудники ГК "Аксель" будут работать в автоцентрах "Терраавто", применяя свои технологии продаж. "Аксель" вложится в продвижение и, возможно, в выкуп имеющихся у "Терравто" подержанных автомобилей, а это не менее 100–200 млн рублей", — предполагает управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков.
"Думаю, "Аксель" будет платить "Терравто" фиксированную ежемесячную плату, а все, что получится заработать, заберет себе", — говорит один из участников рынка. Он подсчитал, что речь может идти о 25–30 млн рублей в год.
"От такого взаимодействия в выигрыше могут оказаться обе стороны. "Аксель" сможет увеличить объемы продаж автомобилей с пробегом, а "Терравто" это позволит сосредоточиться на первичном рынке", — говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб". По его словам, речи о слиянии компаний или дальнейшем выкупе активов, вероятно, нет. "Судя по данным рейтингов, обе компании чувствуют себя неплохо", — отметил эксперт.
"Для "Акселя" это возможность масштабировать бизнес, а для "Терравто" — получать доходы, не особенно напрягаясь", — считает Виталий Новиков.

Поддержали рост

Рынок автомобилей с пробегом укрупняется, привлекательность объясняется высокой маржинальностью — на новых автомобилях дилеры не зарабатывают. "Доходность продаж машин с пробегом — на уровне 10–12%, крупные игроки со свободными средствами заинтересованы в таких проектах. Трейд–ин сегодня достигает 70% от всех автомобильных сделок", — говорит владелец ОАК Олег Барабанов. По данным "Автостата", в 2016 году в Петербурге продано 189,6 тыс. подержанных машин, что на 9,1% больше 2015 года. При этом продажи новых машин упали на 4%, до 119,5 тыс. штук. Впрочем, за первые 5 месяцев 2017 года продажи подержанных машин составили 74,4 тыс. штук — на 1,3% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Это связано со скачком продаж новых машин: в январе–мае в городе было продано 49,2 тыс. автомобилей, на 5% больше аналогичного периода 2016 года. В 2017 году рынок подержанных машин покажет небольшой рост на 3–5%, говорят эксперты. "Задача дилеров — подмять под себя неорганизованный вторичный рынок и сделать так, чтобы большая часть продаж шла с автомобилей с пробегом", — подытоживает Виталий Новиков.