Реагент господдержки

Сохраняющаяся нехватка лабораторных мощностей в государственном секторе способствовала незначительному росту рынка частных лабораторных услуг.

В 2016 году рост рынка частной лабораторной диагностики региона составил около 7%, достигнув в объемах, по оценкам участников, примерно 4,8 млрд рублей. Это сопоставимо с показателем 2015 года, когда он вырос с примерно 4 млрд до 4,4 млрд рублей. Если сравнивать эти показатели с началом 2010–х, когда рынок рос на 14–18% ежегодно, получается, что динамика роста снизилась в 2 раза. Тем не менее на общем фоне сектор частных лабораторий можно считать стабильно развивающимся: падение доходов населения не сильно отразилось на спросе.
"Рост 7% нельзя назвать плохим результатом: в текущих рыночных реалиях отрасль лабораторной диагностики вообще одна из немногих демонстрирующих рост, а не падение, — говорит Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции лабораторной службы "Хеликс". — Связано это в основном со снижением уровня доступности лабораторных услуг по ОМС в государственных медучреждениях: потребители обращаются в частные лаборатории не только за качеством, высоким уровнем сервиса и скоростью выполнения исследований, но и в принципе за возможностью сдать необходимые анализы".

Главный покупатель

Тем не менее проблема госфинансирования имеет и обратную сторону, когда речь идет об участии частных лабораторий в гостендерах.
"На рынке государственных торгов по лабораторным исследованиям есть тенденция к снижению начальной стоимости за единицу исследования, — рассказывает Марина Красичкова, генеральный директор Северо–Западного центра доказательной медицины. — Основные причины — демпинг некоторых лабораторий на 40–60% от начальной цены и сохранение в лечебных учреждениях бюджета на лабораторные исследования на уровне 2015 года".
Стагнация рынка и падение рентабельности способствуют дальнейшему вымыванию мелких игроков, многие компании или сворачивают деятельность, или просто останавливаются на текущем уровне развития. Это относится и к федеральным игрокам (таким, как "СитиЛаб"), и к локальным компаниям ("Лабстори", "Медлаб").
Доля тройки лидеров при этом продолжает расти, составляя уже около 75% (по сравнению с 70% в прошлом году), причем доля лидера, компании "Хеликс", по собственным оценкам, к концу 2017 года составит уже 43–44%.
"Медицинские центры, имеющие свою лабораторию, все чаще либо сокращают спектр выполняемых исследований, либо вообще закрывают ее и отдают выполнение анализов на аутсорсинг, — продолжает Дарья Горякина. — Часто себестоимость выполнения исследований в собственной лаборатории выше, чем в крупной сетевой, — на них рост курса бивалютной корзины сказался в гораздо меньшей степени благодаря эффекту масштаба и эксклюзивным договоренностям с поставщиками".
Другими словами, увеличение доли частных игроков на рынке лабораторной диагностики происходит в большей степени не за счет роста рынка как такового, а за счет перераспределения потока в сегменте B2C, а также за счет изменений в отношении медицинских центров к содержанию собственной лаборатории в сегменте B2B, объясняет Дарья Горякина.

Второй эшелон

В общей сложности состав пятерки лидеров не изменился. На втором и третьем местах почти вровень идут Северо–Западный центр доказательной медицины и федеральный игрок "Инвитро", находящиеся в диапазоне 10–15%, причем разрыв между компаниями сокращается.
Однако в топ–7 оказались и новые участники: компания "Биотехмед", активно участвующая в гостендерах, и динамично растущая компания "Гемотест" (центральный офис в Москве), развивающаяся розничную сеть по франшизе. В общей сложности семерка контролирует около 85% рынка.
Таким образом, на рынке остается все меньше пространства для маневра и прихода новых компаний.
Скорее всего, будет и дальше усиливаться консолидация на розничном и производственном уровнях, что, как следствие, должно привести к более явному разграничению компаний второго эшелона на тех, кто собирает анализы, и тех, кто их делает. Два новых заметных игрока с совершенно разной стратегией — явное тому доказательство.