Положительный прогноз

Влияние кризиса на рынок частных медицинских услуг в 2016 году стало меньше, но говорить о восстановлении платежеспособного спроса рано. Но ряд компаний показывают неплохой рост на фоне рынка в целом.

Основной удар кризиса пришелся на 2015 год — после резкого скачка курса валют в конце 2014 года клиникам пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить клиентов, и рост шел в основном за счет инфляции и роста цен. В 2016 году ситуация понемногу стабилизировалась. "Поставщики перестали лихорадочно поднимать цены, что позволило медицинским клиникам передохнуть и переключить фокус внимания с удержания на плаву на развитие бизнеса", — комментирует главный врач сети "Стоматологический центр города" Сергей Лобанов.
"Игроки уже адаптировались к работе в непростых условиях, — считает руководитель Агентства медицинского консалтинга D–ZERTS Надежда Федулова, — наиболее активные из них расширяются и обновляются".

Меньше людей, больше денег

По данным ГК "ФИНАМ", сегмент коммерческих медицинских услуг по всей России в 2016 году вырос на 8% и составил 0,4 трлн рублей. Согласно "Анализу рынка медицинских услуг в Санкт–Петербурге", подготовленному BusinesStat, натуральный объем рынка медицинских услуг города снизился в 2016 году на 2,5% относительно 2015 года, до 63,3 млн приемов. Сокращение численности оказанных приемов отмечалось во всех секторах, кроме теневого. При этом в денежном эквиваленте объем рынка увеличился примерно на 10%.
Оценки участников рынка сильно разнятся. Так, в компании "Ава–Петер" говорят о том, что в стоимостном выражении рынок вырос почти на 7%. В клинике "Семейный доктор" говорят о росте 8–9%. А в "Капитал–полисе" оценивают динамику относительно 2015 года в 10–15%. Наиболее пессимистичные оценки делают в клинике "СМТ" — плюс 4–5%. А наиболее оптимистично смотрят на ситуацию в международной клинике Medem, говоря о росте на 25%. Если взять относительно средний показатель 10%, то объем рынка в 2016 году составил примерно 51–55 млрд рублей. Это без учета средств, получаемых государственными медицинскими учреждениями за оказание платных услуг. Кризис также привел к тому, что часть бизнеса снова ушла в тень, сейчас ситуация несколько исправляется.
Как отмечает Сергей Лобанов, это выразилось в первую очередь в росте интереса к франчайзингу стоматологии со стороны инвесторов и практикующих докторов. В 2017 году в компании "Ава–Петер" ожидают небольшого прироста на 3–4% в денежном выражении, но уже с 2018 года прогнозируют активизацию рынка и возобновление положительной динамики.

Кто растет

Топ–10 лидеров рейтинга остался без изменений — их общий оборот составил около 16 млрд рублей, или около 30% рынка. При этом внутри десятки произошли некоторые перестановки. Например, на второе место вышла лабораторная служба "Хеликс", увеличившая за год оборот в Петербурге и
Ленинградской области на 22% и открывшая 11 новых центров. Группа компаний "Меди" при этом сместилась на четвертое место — правда, ее отставание от медицинского холдинга "Медика" совсем незначительное. С 8–е на 10–е место переместился медицинский холдинг "Вероника". Это связано в первую очередь с тем, что в середине прошлого года часть коллектива — а именно специалистов в области пластической хирургии и косметологии — перешли в новую, созданную ими клинику — Институт красоты "СПИКА".
"На фоне внешнего спада экономики, инфляции и незначительного роста рынка медицинских услуг отдельные компании показывали существенный рост", — рассказывает Надежда Федулова. Даже на примере входящих в первую десятку видно, что многие клиники растут быстрее рынка. Например, сеть стоматологических центров "ИНТАН" показала увеличение выручки на 28%. Рекордсменом в Петербурге стала "СМ–Клиника", увеличившая оборот на 81%. Этому способствовало, в частности, то, что в 2016 году были в 2,5 раза расширены площади филиала на Дунайском пр.
Среди лидеров роста — "Лахта Клиника" (+42%), группа компаний "Вирилис" (+26%), Многопрофильная клиника им. Н. И. Пирогова (+25%), Стоматологический центр города (+23%), Международный центр репродуктивной медицины (+21%). Причина такого роста, по словам Надежды Федуловой, заключается в том, что в кризис эти компании выбрали для себя не стратегию выживания, а стратегию роста. Этим они создают себе устойчивую платформу для дальнейшего развития.

Игра по–крупному

В целом участники рынка настроены оптимистично. Так, в холдинге "Современные медицинские технологии" (CМТ) отмечают, что сейчас происходит выход из кризиса, и ряд крупных и сетевых медицинских компаний заявили о начале новых проектов.
Главный врач "СМ–Клиники" на Дунайском пр. Сергей Пониделко отмечает, что сейчас не видно массового ухода с рынка какого–либо сегмента клиник: держатся на плаву как те, кто ориентирован на VIP–пациентов, так и те, кто традиционно работает в экономсегменте. Но при этом ярче стала сегментация рынка по ценовому признаку, считает директор по развитию медицинского центра "XXI век" Дмитрий Седеньков.
Еще одной тенденцией, по его словам, является продолжающаяся постепенная консолидация отрасли. Сетевые компании укрепляют свои позиции, увеличивая свое присутствие на территории, но некрупным игрокам при этом становится тяжелее выживать.
Кроме того, усиливается конкуренция с государственными учреждениями.
Как отмечают в "Лахта Клинике", из–за уменьшения финансирования государственных ЛПУ из бюджета, они начинают более активно развивать платные услуги.

Справка

Как составлялся" рейтинг

> Основным критерием является выручка за 2016 год. Показатели указываются либо исходя из данных, предоставленных самими клиниками, либо — в случае нежелания — по оценкам экспертов, по данным системы "СПАРК" и открытых источников.
> Помимо общего составлены рейтинги клиник, специализирующихся на стоматологии, пластической хирургии, акушерстве и гинекологии, детской медицине, офтальмологии, лабораторных служб и страховых компаний по услугам ДМС. В отраслевых рейтингах указан оборот по соответствующему виду деятельности.