ЛАЭС 2.0

С чего начинается жизнь атомной станции? Когда энергетический объект становится атомным? Специалисты утверждают, что определяющим фактором для возникновения жизненных процессов на блоке является загрузка ядерного топлива в реактор.

Начиная обратный отсчет
Обратный отсчет до начала физического пуска энергоблока начинается с момента завоза на атомную станцию свежего ядерного топлива. Именно после установки в реактор первой топливной кассеты энергоблок приобретает статус ядерной энергетической установки. Загрузка топлива знаменует окончание этапа испытаний всех систем энергоблока атомной станции. После этого начинается подготовка к энергетическому пуску (началу выработки электроэнергии), происходит передача энергоблока сначала в опытную, а затем и в промышленную эксплуатацию. А дальше — целая жизнь, полвека службы на благо человечеству!
Как раз в эти дни на Ленинградскую АЭС завезена первая партия топлива для нового энергоблока. «Ядерное топливо, которое поставлено для нужд первого энергоблока ВВЭР-1200, является топливом первоначальной загрузки. Оно характеризуется очень малой радиоактивностью. Опасности для окружающей среды и здоровья человека нет», — рассказал Вячеслав Евгеньев, заместитель главного инженера по безопасности и надежности строящейся Ленинградской АЭС.
От индивидуальных испытаний — к испытаниям комплексным
Прежде чем ядерное топливо будет загружено в реактор, специалисты должны завершить на энергоблоке серьезные испытания, провести весь комплекс пуско-наладочных работ. Необходимо подтвердить, что энергоблок АЭС выполнен и работает в соответствии с проектом и всеми российскими, и международными требованиями.
«Время строительных работ подходит к концу. Все основное оборудование и технологические системы смонтированы. Началась пуско-наладка — один из самых важных этапов на пути ввода энергоблока в эксплуатацию. Специалисты завершают «холодную обкатку» реакторной установки сооружаемого энергоблока №1 и готовятся к проведению следующего этапа — «горячей обкатки». Ее успешное проведение станет еще одним важным шагом к тому, чтобы первый ленинградский сверхновый, суперсовременный энергоблок ВВЭР-1200 был готов к эксплуатации уже в 2018 году», — рассказал Владимир Перегуда, директор Ленинградской АЭС.
Для открытия этапа холодно-горячей обкатки специалисты передали в пуско-наладку все необходимые технологические системы, провели на них порядка двухсот зачетных испытаний, ввели эксплуатационный режим более чем в четырех сотнях помещений энергоблока и так далее. «Во время холодно-горячей обкатки мы имитируем рабочий, эксплуатационный режим блока, но, конечно, не полностью, так как работы идут без использования ядерного топлива, а значит, не являются ядерно-опасными. Не вращается турбина. Следовательно, не вырабатывается электроэнергия. А в остальном все происходит как во время эксплуатации. Всего нам необходимо выполнить 107 испытаний», — рассказал Александр Беляев, главный инженер строящейся Ленинградской АЭС.
По прогнозу +120°С
В эти дни на энергоблоке №1 ВВЭР-1200 завершается холодный этап обкатки. Проведенные гидравлические испытания первого контура подтвердили прочность и плотность его оборудования и трубопроводов. Специалисты наладили водно-химический режим реакторной установки, обкатали главные циркуляционные насосные агрегаты, проверили на соответствие проектным значениям теплогидравлические, прочностные, вибрационные и динамические характеристики реакторной установки и оборудования первого контура. Идет подготовка к гидравлическим испытаниям второго контура. Кстати, «холодной» эту фазу можно назвать весьма условно, ведь температура гидравлических испытаний составляет порядка +120°С!
Что касается предстоящей горячей обкатки, то она проводится для подтверждения работоспособности основного и вспомогательного оборудования и систем реакторной установки уже в проектных, рабочих режимах.
«На этом этапе мы обкатаем в течение 100 часов на горячих параметрах четыре главных циркуляционных насосных агрегата. При этом непрерывная продолжительность циркуляции воды составит более 200 часов при температуре не ниже +260°С. Кроме того, мы продуем собственным паром главные паропроводы, проведем комплексные испытания систем безопасности, проверим систему электропитания собственных нужд, системы управления и защиты реакторной установки. Все операции проведем в различных сценарных условиях — запуская резервные электростанции, повышая реальное давление первого контура, расхолаживая первый контур при неработающих главных циркуляционных насосных агрегатах и так далее. Набор испытаний — максимальный. Мы должны убедиться, что эксплуатация энергоблока будет надежной и безопасной», — рассказал Виталий Шутиков, начальник реакторного цеха строящейся Ленинградской АЭС.
В опытную эксплуатацию введена так же автоматическая система управления процессами. «Безопасность зависит от того, насколько правильно организована система контроля и управления блока, оптимально сочетающая возможности человека-оператора и средства автоматизации, — отметил замглавного инженера ЛАЭС-2 Александр Рудник. — С ее помощью специалисты контролируют состояние реактора, поддерживают водно-химический режим контуров, измеряют и регистрируют важные параметры эксплуатации, осуществляют дистанционное управление механизмами и арматурой. Датчики измерительных каналов, а их более 9000, поставляют оператору всю необходимую информацию о температуре, давлении, расходе и уровне теплоносителя, работе насосов и так далее».
Сверхзащита
Успешно прошли испытания одного из элементов системы герметичного ограждения здания реактора — внутренней защитной оболочки. Ее проверили на прочность и герметичность разрежением и избыточным давлением и признали готовой к эксплуатации. Система герметичного ограждения здания реактора — это уникальная разработка отечественной научной мысли. Она состоит из внутренней и наружной защитных оболочек и выполняет локализующую функцию: при эксплуатации двойная защитная оболочка исключит выход радиоактивности в окружающую среду и будет служить физической защитой реакторного отделения от внешних воздействий — внешних взрывов, ураганов, снеговых, ледовых и сейсмических нагрузок, падения самолета. Конструкция оболочки обладает большей надежностью по сравнению с ранее разработанными конструкциями оболочек и является новым шагом в повышении безопасности АЭС.
Валерия Казанцева
Владимир Перегуда: «Работы действительно много, сроки у нас очень жесткие. Подготовка к проведению холодно-горячей обкатки потребовала концентрации усилий всех участников пуско-наладочных работ. Среди руководства и эксплуатационного персонала строящейся АЭС есть специалисты, прошедшие в качестве «пускачей» третий и четвертый энергоблоки Калининской АЭС и второй и третий энергоблоки Ростовской АЭС с практически идентичными реакторными установками. Т.е. у нас был достаточный опыт подготовки подобных операций, мы знали, с какими трудностями нам, возможно, придется столкнуться на нашем первом блоке ВВЭР- 1200, понимали, в какое время и какие решения нужно принять, чтобы избежать проблем и задержек. Я благодарен каждому, кто ежедневно, зачастую без перерывов и выходных, ответственно и добросовестно выполняет свою работу, готовя энергоблок к пуску».
Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано: «Благодаря проведенной модернизации, действующие энергоблоки с реакторами РБМК и сегодня выполняют возложенную на них задачу по производству электрической и тепловой энергии в полном объеме, работая стабильно, эффективно, надежно и безопасно. Многоуровневая защита блоков ВВЭР-1200, снабженная дополнительными инновационными системами безопасности, производит сильное впечатление: в случае отказа одной системы в действие вступает другая, это очень правильно».
Николай Пустотин: «Сейчас мы все ожидаем пуска новых энергоблоков. Все хорошо понимают, что без промышленности, без таких предприятий как ЛАЭС финансовая основа Ленинградской области просто не может существовать. ЛАЭС — надежный, постоянный, высоко эффективный налогоплательщик, который необходим области».